«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица

Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Владимир Самокиш
’97

Владимир Самокиш

ТГУ '97
Факультет: Экономический

Интересовала история, но реальность скорректировала планы

На экономиста меня побудила пойти только корысть. Это был 92-ой год, ехать куда-то было некомфортно и даже опасно. Мне нравилась история, я даже параллельно поступил на истфак. Но после посчитал, что выгоднее быть экономистом. Со мной на курсе оказалась половина моих одноклассников.

Конечно, запомнились преподаватели: много тех, кого с одногруппниками вспоминаем с теплотой. Бухучет у нас вел импозантный Семен Маркович Каз. И я его видел как в фильмах — портрет советского бухгалтера 50-60-х годов, очень веселый и системный. Лариса Сергеевна Гринкевич — из новой плеяды молодых преподавателей — у нас вела налогообложение. Из мастодонтов — Владимир Валентинович Домбровский. Одного его курса финансовой математики в принципе достаточно, чтобы работать экономистом.

Борис Афанасьевич Гладких у нас вел линейное программирование. Как-то раз что-то бурно отмечали, а утром — к нему на лекцию по симплекс-методу. Все в прострации. А он — нет. Он нас не запомнил, и потом на экзамене задавал вопросы именно по этой лекции.

Один из преподавателей вел у нас право, видимо, из бывших следователей. Мы пришли к нему на зачет в декабре, на первом курсе. С оценками он, вроде, не жадничал, ставил зачет, но люди выходили из кабинета в шоке. Когда я зашел — понял: маленький стол, человек сидит спиной к окну, лампа направлена мне в лицо, на столе пепельница, он курит и спрашивает. Ответить несложно было, но форма приема нас взбодрила.

Картошку заменили на стройку

Я приложил руку к ремонту ТГУ. В советское время каждый год ездили на картошку, а с нашего года началась стройка. Мне выдали фронт работ в левом крыле главного корпуса. Здание историческое, штукатурить сводчатые потолки оказалось непросто. Но я справился и оштукатурил с девушками с потока всю кафедру политэкономии. Из университетского бассейна на носилках я, пожалуй, КамАЗ строительного мусора вынес. Мы учились с первой смены, а физкультура шла после обеда, со второй. Многие прогуливали, и я пропускал. И мне сказали, или сдавай кучу нормативов, или 4 дня идешь и работаешь на бассейне.

Как раз из-за ремонта наши занятия шли в разных аудиториях, и одна серия семинаров проходила в минералогическом музее. С друзьями шкафчики открыли, начали друг другу показывать камни, надписи, ну и, понятно, все поперепутали — перетасовали. Через неделю вызывают в деканат. Наш грозный декан — Зинаида Егоровна Сахарова (мы ее все боялись), — сидя за своим столом, недобро сказала: сознавайтесь!

Оказалось, когда мы закончили с камнями и бумажками, лаборанты не смогли определить, какая бумажка к какому камню относится. И заслуженный профессор, проходя мимо шкафа, увидел это безобразие. Нас сразу же «сдали», и Зинаида Егоровна сказала: если еще раз такое сделаете – пойдете сами добывать эти названия и раскладывать бумажки и камушки.

Когда я Томск себе представляю, это всегда главный корпус университета. Его я чинил долго и упорно все 5 лет… и в нем мы ни разу не учились, когда он уже был отремонтирован. В 97-ом году, когда получали дипломы, в корпусе пахло сырой штукатуркой. И мы выходили, думая, какой красивый университет. Рядом с местом, где сейчас стоят памятник Менделееву и Флоринскому, раньше стоял Куйбышев, но на нашем выпускном постамент был уже пустой, и мы туда человек 10 залезли и сделали фото на полароид

90-е уравняли

В 1991 году произошла странная ситуация — знания опытных бухгалтеров обесценились за несколько месяцев: советское хозяйство исчезло, и был принят большой пакет законов — все поменялось. Я оканчивал бухгалтерские курсы в начале 92-го года, и оказался с бухгалтерами с огромным опытом почти на одном стартовом уровне.

Потом бухучет — вторая моя профессия — меня всю университетскую жизнь кормила. Первый курс много учился, на втором уже почти все работали и практика знания закрепляла. Я был отличником, и вопросов мне не задавали. Я сменил много работ. Сначала бухгалтерия, с 96-го года заинтересовался рынком ценных бумаг, а с 98-го пришлось заниматься реальным бизнесом.

Образование с бизнесом мало связано. Оно дает кругозор, но иногда начинает тебя тормозить: лучше ощущаешь риски. В бизнесе важнее упорство, дисциплина, уметь концентрироваться, создавать команду и выполнять обязательства. Образование — хороший дополнительный фактор. Также в вузе можно найти помощников, сотрудников, партнеров.

О переезде и связи поколений

У меня были мысли о переезде, но в Томске все время находились дела. Сейчас у молодежи больше настроения уехать, да и сейчас это проще. Есть ЕГЭ, возможность заранее узнать информацию, забронировать квартиру.

ТГУ — объективно лучший вуз в городе, много моих родственников там учились. И здесь важна преемственность. У университета есть Эндаумент-фонд, в попечительский совет которого я вхожу. Это аккумулятор денег, пополняют его уже окрепшие выпускники, а доход с этой суммы идет на нужды университета и студентов. Продвигаю идею: через эти небольшие деньги устанавливается связь поколений. Ребята сейчас получают стипендии, а позже у них тоже появится мотивация самим вложиться в фонд, чтобы следующие поколения студентов чувствовали поддержку старших товарищей.

Тем, кто сейчас учится, идея покажется неактуальной. Но я знаю: вы точно добьетесь успеха. А когда добьетесь — не грех пожертвовать какую-то сумму денег на это. Те, кто будет учиться после вас, тоже получат стипендии, может, это будут ваши внуки.