«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица

Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Анна Балясов
’07

Анна Балясов

*текст доступен на английском языке
ТГУ '07
Факультет: Исторический

С самого детства от своей мамы я слышала рассказы о том, как прекрасно, чудесно и интересно на историческом факультете ТГУ, который она окончила. Мама была довольна тем, какое образование она получила. Есть же масса людей, которые где-то учились, а потом не вспоминают об этом вообще либо вспоминают с ужасом. А мама всегда с удовольствием рассказывала об историческом факультете, о том, как они ездили на картошку и другие истории. Так что любовь к этому факультету была привита мне очень давно. Мы жили в Томской области, в поселке Новый Васюган, и там была проблема с учителем истории. Поэтому в девятом классе я переехала к бабушке в Красноярск и пошла учиться в местную школу. Математика давалась мне сложно, и уже тогда я знала, что поступать буду на какой-нибудь гуманитарный факультет. Конечно, в первую очередь думала про исторический. Но выбора университета передо мной, по сути, не стояло — я была уверена, что если и учиться, то только в ТГУ.

Сложно предвидеть, что тебе будет интересно через 10-20 лет.

В красноярской школе у меня неожиданно хорошо пошло изучение английского языка, и мой репетитор очень долго убеждала меня оставаться в Красноярске и поступать на факультет иностранных языков. Но я сопротивлялась этой идее и отвечала, что поступать буду только в Томский государственный. И до сих пор я думаю, что сделала правильный выбор. 


При учреждении Императорского Томского университета в 1878 году среди многих факультетов и отделений планировали открыть и историко-филологический факультет, но осуществить задуманное удалось лишь 14 июля 1917 года. С 1974 года исторический факультет стал отдельной структурой государственного университета. Сейчас на факультете девять кафедр, а 75% преподавателей имеют ученые звания и степени. В 2018 году в результате присоединения кафедры политологии исторический факультет был преобразован в факультет исторических и политических наук.


Видимо, я отношусь к тому небольшому проценту  счастливчиков, которые не жалеют о своем выборе даже спустя годы, потому что обычно бывает наоборот — если человек принимает решение лет в 17-18, то спустя какое-то время его предпочтения меняются. Но это, конечно, можно понять: сложно предвидеть, что тебе будет интересно через 10-20 лет.

Томский государственный университет дал мне несколько важных вещей. Прежде всего, это достоинство, потому что когда ты, еще будучи “зеленым” абитуриентом, подходишь к университету и смотришь на все это великолепие, то сердце замирает: ничего себе, я в самом деле буду здесь учиться?! Это сразу поднимает  планку и во многом обязывает. Когда люди из других городов спрашивают про место обучения и узнают, что это ТГУ, то их реакция тоже всегда сродни восхищению. И это, конечно, поднимает самооценку.

Когда ты, еще будучи зеленым абитуриентом, подходишь к университету и смотришь на все это великолепие, то сердце замирает: ничего себе, я в самом деле буду здесь учиться?!

А что дал мне именно исторический факультет? Все наши преподаватели неоднократно повторяли, что все в мире взаимосвязано, и показывали нам это на основе анализа каких-то исторических событий. А когда уже ты сам начинаешь понимать эти связи, то за ними видишь еще и открывающиеся возможности. Конечно, по сравнению со школой в университете я сразу же ощутила возросший уровень преподавания и объем информации. Помню, что в первые полгода я приходила домой и физически чувствовала, что у меня мозги устали, как натруженная мышца. Но при этой нагрузке возможность прикоснуться ко всему объему знаний, которые накопило человечество, тоже потрясала, в хорошем смысле. 

Когда я пришла первый раз в Научную библиотеку и увидела все эти миллионы книг, то была под огромным впечатлением, ведь я могу взять и прочитать все это! Библиотека Томского университета была основана в 1878 году и сегодня насчитывает 7,7 млн. печатных изданий и электронных документов.

Из предметов я очень любила историю Востока и историю Древнего мира. Мне было очень интересно узнавать бытовые вещи, что наши предки ели, во что одевались. Каждый из наших преподавателей мог показать свой период истории таким образом, что мы действительно могли представить, как все эти люди жили и о чем думали. К тому же это были не просто какие-то сухие факты и даты, а именно живая и яркая картина. А в конце своей учебы я перешла на заочное отделение — нужно было работать, а совмещать это с учебой невозможно. Поэтому мое обучение в ТГУ растянулось на семь лет.

Получать в актовом зале диплом было огромным счастьем, потому что образование для меня было долгосрочным, сложным, большим проектом, который я закончила.

В Томске я жила достаточно долго и после учебы. Для меня этот город всегда был родным, в нем у меня было много родственников, к которым из Васюгана мы приезжали практически каждое лето. 

Томск мне помнится почему-то осенним — может, это из-за того, что мы осенью начали учебу, и это так сильно врезалось в память. В самом городе есть много мест, куда бы я хотела вернуться, но в районе университета мне очень нравится проход между первым корпусом и третьим: это место скрывает городской шум, там очень тихо, ты как будто на несколько минут попадаешь в отдельный мир. Именно в эту точку я бы хотела вернуться, белок покормить (смеется).


Университетская роща – пожалуй, одна из самых ценных достопримечательностей Томска. Она была заложена еще в 1885 году ученым-садовников П.Н. Крыловым, когда университет был еще Сибирским императорским. Это потрясающий памятник природы, неотъемлемая часть университетского историко-архитектурного комплекса.


В 2012 году мы с дочкой переехали в Израиль, а уже через полгода после переезда я пошла учиться в местный колледж на факультет Восточной Азии. В Томске мне всегда что-то мешало продолжить обучение по этому направлению, но знания, полученные еще на истфаке, в этом колледже мне очень пригодились. В нашей программе было как раз очень много истории Азии, Китая, и если бы не моя университетская база знаний, то, думаю, я бы не справилась.

Сейчас я живу в Тель-Авиве и работаю в отделе маркетинга в одной хайтек-компании, отвечаю за связи с внешним миром: поддерживаю сайт, организовываю участие в выставках, готовлю все печатные материалы, занимаюсь подготовкой наших инженеров к участию в конференциях. Моя работа требует знания разных языков — русского, английского, иврита и даже китайского. Дочь тоже учит иностранные языки, иврит и английский. Стараюсь, чтобы на иврите она читала побольше, пополняла свой словарный запас. Объясняю ей, что каждый язык — это дополнительные возможности. 

В Израиле несколько иначе устроена система выбора образования: после школы все служат в армии, затем можно пойти на какую-нибудь работу, не требующую профессионального образования. Это поощряется государством, в том числе и финансово, а на заработанные деньги подавляющее большинство молодых людей едет потом путешествовать, смотреть мир и искать себя. И лишь по возвращении они выбирают профессию и идут учиться в вузы. 

Когда я пришла учиться в колледж, то увидела много ребят моего возраста. Думаю, что это здоровый подход к выбору своего пути. Еще не знаю, какое направление выберет в дальнейшем моя дочь — но весь мир открыт. И я это знаю по себе.

______________________________________________________________________________

Anna Balyasov

TSU 2007

Faculty: Historical Sciences

Ever since I was a little girl, my mother told me stories about the best, wonderful, and interesting Faculty of History at TSU, where she graduated from. My mother was happy with her education. There are a lot of people who studied somewhere and then do not remember it at all or shudder at the memories. My mother always enjoyed talking about the Faculty of History, how they went for potato picking and other stories. So the love of this faculty was cultivated since my childhood. We lived in Tomsk Region, in the village of Novy Vasyugan, and there was no teacher of history. Thus, in the ninth grade I moved to my grandmother in Krasnoyarsk and went to study at the local school. Mathematics was difficult, and even then I knew that I would study humanities. No doubt that the number one choice for me was the Faculty of History. But I didn’t have a choice of universities, in fact, I was sure that if I studied, it would be only at TSU.

“It’s hard to foresee what you will be interested in after 10-20 years.” 

At school in Krasnoyarsk I suddenly did well in English, and my tutor for a very long time persuaded me to stay in Krasnoyarsk and apply for the foreign languages department. But I resisted the idea and answered that I would join only Tomsk State University. Even now I think I made the right choice. 


When the Imperial Tomsk University was founded in 1878 it was planned to open the Faculty of History and Philology, but it was only possible on July 14, 1917. In 1974 the Faculty of History became a separate division of the university. Now the faculty has nine departments, and 75% of its teaching staff has academic titles and degrees. In 2018, when the Faculty of Political Sciences joined it, the Faculty of History was transformed into the Faculty of Historical and Political Sciences.


Apparently, I belong to that small percentage of lucky people who do not regret their choice even years later, because usually the opposite happens – if a person makes a decision at the age of 17-18, then sometime later their preferences change. But this is true: it is difficult to foresee what you will be interested in after a 10- or 20-year period.

Tomsk State University gave me several important things. First of all, it is dignity, because when you, as a “green” applicant, get to the university and look at all this splendor, your heart sinks: wow, am I really going to study here? This immediately raises the bar and obligations in many ways. When people from other cities ask about the place of study and find out that it is TSU, their reaction is also always similar to admiration. This, undoubtedly, raises your self-esteem.

When you, as a “green” applicant, get to the university and look at all this splendor, your heart sinks: wow, I’m really going to study here!

What exactly did the Faculty of History give me? All our teachers have repeatedly told us that everything in the world is interconnected, and they demonstrated that through the analysis of some historical events. When you begin to understand these connections, you also see the opportunities behind them. For sure, compared to school I immediately felt the increased level of teaching and the scope of information at the university. I remember that in the first six months I’d come home and physically feel that my brain was as tired as a strained muscle. But with that workload, the opportunity to be immersed in the entire content knowledge accumulated by the humankind was also amazing in the finest sense of this word.  

When I first came to the Research Library and saw all those millions of books, I was enormously impressed, because I could take and read it all! The TSU Research Library was founded in 1878 and today it has 7.7 million printed books and electronic documents. 

I was very fond of oriental and ancient history. I was very interested in learning about everyday things, what our ancestors ate, what they wore. Each of our lecturers could show a particular period of history in such a way that we could really imagine how all these people lived and what they were thinking. Besides, it was not just some facts and figures, but a living and bright picture. At the end of my studies I had to transfer to the extramural mode of study since I had to work, and it was impossible to combine it with studies. So my studies at TSU lasted seven years.

“Getting my diploma in the assembly hall of the university was a great happiness, because education for me was a long-term, complex, big project, which I finally completed.”

I lived in Tomsk for quite a long time after my studies. For me this city has always been my home, I had many relatives there, whom we used to visit almost every summer.  

For some reason I remember Tomsk in the fall – maybe because the studies begin in the fall, and this so strongly engraved on my memory. There are many places in the city where I would like to go back, but in the university area I really like the path between the first and the third buildings: this place hides the city noise, it’s very quiet, it’s like you find yourself in a different world for a few minutes. It’s the place I would like to come back to and feed the squirrels (laughs).


The University Grove is probably one of the most valuable landmarks of Tomsk. It was founded in 1885 by a scientist-gardener P.N. Krylov in the times of the Siberian Imperial University. It is a fabulous natural monument, an integral part of the university historical and architectural complex.


In 2012 my daughter and I moved to Israel, and six months later I went to a local college to study at the Department of East Asian Studies. In Tomsk there was always something that prevented me from continuing my studies in this field, but the knowledge that I gained at the Faculty of History turned out to be very useful at this college. Our program of study contained a lot of Asian and Chinese history, and if it were not for my university knowledge, I think I would not have made it.

Now I live in Tel Aviv and work in the marketing department of a high-tech company. I am responsible for international relations: maintain the website, organize participation in exhibitions, prepare all printed materials, and assist our engineers in conferences. My work requires knowledge of different languages – Russian, English, Hebrew, and even Chinese. My daughter also learns foreign languages – Hebrew and English. I try to get her to read more in Hebrew to enrich her vocabulary. I explain that every language gives additional opportunities. 

The Israeli system of education is somewhat different: after school everyone serves in the army, and then you can go to work in any place that does not require professional education. This is encouraged by the state, including financially, and with the money earned the vast majority of young people then travel and look for their place in the world. Only when they come back do they choose a profession and go to college. 

When I went to college, I saw a lot of students my age. I think that’s a healthy approach to choosing your path. I don’t know what field of study my daughter will choose in the future, but the whole world is open. I know that for sure.