«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица
Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Игорь Малахов
ТГУ '92 | |
Факультет: | Прикладной математики и кибернетики |
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.
«Когда твою работу на первый взгляд не видно»: как студент-математик ТГУ стал министром финансов Кузбасса
Рассказывает Игорь Малахов, выпуск ФПМК ТГУ 1992 года
Хотите пойти учиться на математика — будьте готовы каждый день часами решать задачи. Студент Игорь Малахов был готов. И сейчас он продолжает решать задачи более крупного масштаба: экономики целого региона. Игорь Малахов возглавляет Министерство финансов Кузбасса и стал первым заместителем председателя правительства своего региона. А томский факультет прикладной математики и кибернетики ТГУ стал той базой, которая научила находить верные решения.

Время было переменчивое, так что решил: поучимся — а дальше посмотрим.
Я родом из Текели, Талды-Курганская область Казахстана. Очень любил математику, и как большинство студентов ФПМК и мехмата начинал путь именно с этой любви. Участвовал в олимпиадах, в школьные годы очень повезло с учителем математики. Рихтер Эрика Эдуардовна говорила: если хотите пойти на математику, ответьте себе, готовы каждый день часами решать задачи? Я был готов.
Был период, когда хорошисты могли сдать всего 2 экзамена при поступлении в вуз, в зависимости от факультета. Где-то это была математика-физика, где-то математика-математика. В ТГУ был второй вариант, который сильно повышал мои шансы. Я решил поехать в Томск, друзья тоже поступили — кто в политех, кто в ТИАСУР.
На тот момент план был один: поучимся — а дальше посмотрим. Время было переменчивое: мы начинали учиться в одной стране, заканчивали в другой. Плюс тогда студентов с учебы призывали в армию на 2 года. Я пошел служить после первого курса. Одногруппницы, кстати, часто писали, когда мы в армию ушли. Делились новостями и поддерживали. Через два года был уволен в запас, после чего вышел указ отменяющий призыв студентов.

В 1988 году от ФПМК отделился факультет информатики. На 1 курсе программирование мне преподавал Костюк Юрий Леонидович. А когда пришел на 2 курс он уже был деканом нового факультета. Предо мной встал выбор: на какой факультет пойти. Я остался на прикладной математике.
Коварство умных женщин, ночи на почтамте и единственная тройка за экзамен
На ФПМК в первую очередь нас научили учиться. Тот процесс вникания, разбирания и раскладывания по полочкам любой теоремы — все это существенно помогло в дальнейшем и в работе, и в обучении. Многие выпускники ФПМК ушли потом в экономику и бухучет, потому что математический склад ума позволяет решать задачи проще и быстрее.
Нас обучала целая плеяда выдающихся преподавателей. Феликс Петрович Тарасенко, Александр Федорович Терпугов, Виктор Васильевич Конев, Марголис Наталья Юрьевна. С ней была история на экзамене по теории вероятности. В билете — 2 вопроса и практическая задача. Она мимо проходит… Что меня дернуло — не знаю, но я спросил: правильно или не правильно? Она говорит: не, неправильно. Я другого решения не нашел. Сдаю другому преподавателю: теорию рассказал, практику не выходит. Начинаю рассказывать решение, которое у меня до этого было изложено. На что мне сказали: если бы ты вот это сразу показал, было бы 5, а так иди — 4! Это называется столкнулся с коварством умных и красивых женщин.
Я был ответственным студентом. Но некоторые предметы не нравились, например, история КПСС, но после армии и перестройки эта тема закончилась. Кстати, это была моя единственная тройка за экзамен на первом курсе, которая подпортила мне стипендию. На первом курсе стипендия была еще 40 рублей, когда вернулся из армии стала 70 рублей, хотя на многих факультетах так 40 и оставалась.

Мы обитали обычно во втором корпусе, в научке готовились к экзаменам. На Лыткина приходили погонять в футбол между общаг. Весной и осенью частенько ходили пешком на пары (с Южной уехать всегда было проблематично). Плюс мы были частыми гостями Почтамта. Тогда телефонов сотовых не было, а общаться с родителями хотелось. Днем не дозвонишься, так что к часу ночи ходили на Главпочтамт, либо в отделение связи на Елизаровых, чтобы пообщаться с родственниками, поделиться впечатлениями и сказать, что с тобой все хорошо.
Взрослая жизнь в новой стране и новом городе
Момент распада страны я застал в дороге. Возвращался из Казахстана в Томск через Новосибирск: там мы договорились встретиться с моей будущей супругой. А из-за всех событий у нее задержали самолет на сутки, я дожидался ее в Новосибирске. Мы же студенты были, смотрели на все с позиции: и это тоже пройдет. Застали талоны, пустые прилавки в магазинах, вместе с тем не бедствовали и умудрялись приспосабливаться к новым реалиям.
Кто-то ушел торговать, кто-то подрабатывать, я на 5 курсе, во время преддипломной практики, работал кочегаром. Диплом писал на тему «Программный продукт: учет детских пособий» на FoxPro. Программу эту мне предложили написать на радиозаводе. В первый день защиты дипломных работ комиссия почему-то «срезала» всех, кто, как и я, пришел с программными вещами. Сказали, что это не тема для дипломных работ и максимум на 4 можем рассчитывать. А между тем после моя программа использовалась в работе в отдельных муниципалитетах Кузбасса.
Когда заканчивал вуз, распределение практически отменили. Каждый был предоставлен себе. И буквально после защиты на доске объявлений у деканата я увидел объявление: приглашаем выпускников в Анжеро-Судженский филиал томского пединститута. В 1993 году 4 молодые семьи выпускников ФПМК, включая мою, поехали работать в филиал пединститута.
Важно начать с низов: от математика к экономисту
Понимая, что мы молодые специалисты и зарплаты у нас небольшие, директор филиала Идрисов Ф.Ф. пытался нам устроить подработки. Меня отправил в финансовый орган пообщаться с руководителем: может, поручит какие задачи. А там нужен был специалист на полный день. Спустя год работы в институте я перешел в финансовый отдел администрации Анжеро-Судженска. Еще год совмещал с институтом, но потом прекратил.
Я отработал в администрации 7 лет, как раз занимаясь вопросами автоматизации.

После меня пригласили в главное финансовое управление Кемеровской области. Здесь старшие товарищи рекомендовали: получи экономическое образование, в финансовой структуре оно лишним не будет. За вторым высшим я отправился уже в КемГУ.
Мне зачли часть предметов, а вот на теории вероятности преподаватель сказал: готов перезачесть всем, кто учился на матфаке КемГУ, из других вузов даже не подходите. Ну, не будем. Обучились, сдаем перечень задач. Говорит мне: «Сам решал? Не может быть». Я говорю: у меня первое образование ТГУ ФПМК. «А что ты не сказал сразу?» Поставил зачет и отпустил.
В итоге образование действительно понадобилось: от начальника отдела я продвинулся до замначальника главного финансового управления, потом до начальника управления и стал министром финансов Кузбасса.
Поделюсь наблюдением: такое впечатление, что выпускники сейчас не особо рвутся на государственную службу. На мой взгляд, сыграл фактор престижа: говорят, что чиновник — это не очень хорошо. Второй момент — небольшие зарплаты и долгий карьерный путь. А спрашивают много, особенно на старте. До выслуги нужно дорасти. Мой заместитель с момента окончания Вуза, проработал порядка 12 лет. Однако я убежден: если есть желание, человек будет двигаться. Алгоритм успеха прост: все, что тебе дают сегодня, ты должен брать и делать.
Начать с низов важно не только в финансовой сфере. Для выпускника полезнее пройти профессиональный путь самому, а не потому что родители или знакомые на рабочее место поставил. Он получает уважение коллег и знает все процессы изнутри.
Сначала я думал, что наша работа незаметна. Со временем поменял мнение
Министерство финансов, которое я возглавляю, занимается всем, что касается планирования, формирования бюджета Кузбасса и его исполнения. С 2008 года утверждаем по «трехлеткам», сейчас формируем 2023-2025 год. Над бюджетом работа всегда начинается с лета: получаем заявки, планы, сравниваем доходы с расходами. Когда бюджет утвержден, нужно довести средства до распорядителей через министерства. В обсуждении бывают тяжелые моменты, когда доходов на все не хватает. Мы все вместе складываем и говорим: при всем уважении, что-то придется подрезать.

Денег всегда не хватает — это проблема любого бюджета: от региона до семьи. Чем больше денег, тем больше идей и задач. И многие вопросы решаются на площадке министерства финансов. В приоритете всегда — зарплаты, меры соцподдержки, дальше уже бюджет развития: строительство дорог, социальных объектов и т.д.
У финансистов — двоякая ситуация. С одной стороны, результат нашей работы нельзя пощупать и увидеть, как у строителей, медиков, педагогов. А с другой стороны, каждый реализованный за счет бюджетных средств проект зависит в том числе и от правильных решений работников министерства финансов. От того, как мы сформируем бюджет, расставим приоритеты, будет зависеть и реализация задач. Построенные в последнее время в Кемерове ледовая и волейбольные арены, пешеходные дорожки на набережной Томи, обновление Парка Победы — все это решения с нашим участием. Работа наших коллег — это и наша работа.
Об экономике и развитии своего региона
В Кузбассе экономика синусоидальна: то доходы поднимаются, то резко падают. Зависит от того, как себя чувствуют угольщики, от цен и ситуации на этом рынке. В 2020 году, когда на тяжелую ситуацию в угольной отрасли наложилась пандемия, у нас дефицит бюджета был один из максимальных в стране — более 40 млрд рублей. Но к скачкам надо приноровиться, уметь экономить, понимая, что завтра наступит период трат. Здесь у нас своеобразная задача: убедить руководство, что надо поберечь деньги в хороший для нас период, чтобы потом можно было ровно пройти тяжелые времена. С 2016 года нам это удается.
Сейчас у региона есть новая задача: преодоление монозависимости от угольной промышленности, чтобы шло развитие малого и среднего предпринимательства. Понятно, 50% налоговых доходов бюджета от малого и среднего бизнеса — это амбициозная задача и грандиозный план на долгие годы. В этом направлении тоже двигаемся.
В последнее время много вкладываем в развитие горнолыжного курорта «Шерегеш» и в целом туриндустрии. Много тратим на ремонт дорог, это, думаю, видят и жители региона. Также много вкладываем в строительство: жилья, соц. объектов.
Ремонтируем школы по нашему проекту «Моя новая школа». Отдельные проекты, наполнение и внешний вид обсуждаются в том числе с детьми. Проект зашел и его начинают реализовывать уже на федеральном уровне. Да и детям это интересно, они вовлекаются. Следующим шагом станут такие же программы с детскими садами и поликлиниками, но здесь сложнее из-за действующих санитарных норм, которым многие здания уже не соответствуют.
Проект дороги Томск-Тайга, думаю, что в перспективе мы сможем реализовать совместно с Томской областью. Чтобы не только по железной дороге выходить на Тайгу, но и автотранспортом пользоваться. Проект мы сделали, осталось найти средства на реализацию.

Мы стремимся сделать так, чтобы люди видели изменения не только в Кемерове или Новокузнецке, но и в каждом из населенных пунктов, пусть они и будут небольшими. Новые спортплощадки, дороги, мосты, школы, детские сады. Во многом делать это помогает и инициативное бюджетирование: когда жители вкладывают свои средства в реализацию проекта. Причем неважно, какую сумму: хоть 10 рублей. Это гораздо больше, чем просто руку поднять и проголосовать. Инициативное бюджетирование зашло на ура: люди активно участвуют. Проекты реализованы почти в каждом поселении региона.
Работа в экономике — это постоянное решение тех же математических задач. Вообще практика показывает: математиков гораздо проще научить экономике или бухучету, чем экономиста научить решать математические задачи. И первое образование в нынешней работе мне очень помогает.