«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица
Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Николай Песегов
ТГУ '06 | |
Факультет: | Физический |
Я пишу код сколько себя помню, еще со школы. В выпускном классе хотел поступить на факультет информатики, но не хватило баллов. Тогда я пошел на физфак, о чем ни капли не жалею. Я убежден: имея базовое образование и технический склад ума, можно стать замечательным программистом. Было бы желание.

Преподаватели говорили: «Не каждый экономист или юрист может стать «технарем», но каждый физик сможет освоить при необходимости гуманитарную специальность».
Сын декана и парень из деревни
Когда мы приходили на первый курс, мы все были равны. Неизвестно было, кто сын профессора, а кто приехал из отдаленной деревни. Учились вместе и друг друга ощущали на равных. С любой стартовой позиции можно прийти к тому, чего ты хочешь — это наглядно показал университет.

У нас в группе учился сын декана, поэтому мы были любимцами на факультете. Нам ничего не стоило прийти в 12 ночи в деканат и до утра смотреть там фильмы. Я не был отличником, так что хватало времени на разные шалости. Помню, пускал вирус по локальной сети в общежитии. Программа двигала курсором мышки и не давала играть в компьютерную игру. Словом, друзья были в бешенстве.
Знания — не главное в университете. Это школа жизни, где приобретаются правильные знакомства и жизненная позиция. В ТГУ нужно пожить, вырасти, понять его. А знания можно и самостоятельно получить.
Не зря из преподавателей мне в первую очередь вспоминается Сергей Алексеевич Мурашов. Он вел у нас философию. На его лекции ходили все, даже если их ставили в 8:00. Сергей Алексеевич приучал нас к скептицизму и отказу от авторитетов, учил проверять факты и не верить никому на слово.
Высокие зарплаты — это миф
После вуза я пришел в компанию «Элекард» и достаточно долго проработал там разработчиком. Через год получил максимальный уровень программиста. Студентам показывали меня на экскурсиях. Вначале — в томском офисе, затем — в тайском и американском филиалах.
Я уезжал со стремлением посмотреть мир и решить, в какой стране хочу жить. В итоге понял, что больше всего мне нравится в России.
Высокие зарплаты, из-за которых обычно уезжают за границу, — это миф. Если брать в расчет реальную покупательскую способность, что в Тайланде, что в Америке, что в России, выходит одинаково. Приходится тратить все, что зарабатываешь. Так устроена капиталистическая система.

Инфраструктура тоже нигде не идеальна. Не понимаю, зачем вообще на нее ориентироваться при выборе места жительства. Для меня самое главное — это люди, с которыми я общаюсь. В Томске мне приятнее находиться из-за нашей айтишной и университетской тусовки. Это намного важнее, чем качество колбасы в магазине.
За рубежом приходится общаться с русскими экспатами. Все они, как правило, либо от чего бегут, либо что-то ищут за границей. В общем, им чего-то не хватало в жизни. Мы с ними не были на одной волне.

Россия — золотая середина
Таиланд и Америка стали для меня двумя крайностями в смысле отношения к жизни.
В Тайланде все живут расслабленно. Их кредо — жить в радости и счастье и ни о чем не волноваться. Возможно, поэтому в 50-летнем возрасте они выглядят лет на 25. Это удивляет. Но там я не смог смириться с тем, что к белому человеку там относятся как к источнику заработка. На улице тебя хватают за рукав, тащат в кафе или магазин. Таиланд — прекрасная страна для отдыха, но не для жизни.

В США, в Сан-Франциско, я тоже не чувствовал себя дома. Американцы трудоголики. Они работают по 12-16 часов в сутки, чтобы хотя бы оплачивать свои счета. У них действительно все мысли о деньгах. Я тоже замечал у себя стремление работать больше из-за этой атмосферы.
В России же золотая середина — здесь нет тайской расслабленности, но и не чувствуется американского напряжения. Не говоря о том, что цены на интернет у нас самые низкие при лучшем качестве. В Силиконовой долине цена за интернет — 40-50 долларов в месяц за 10-50 Мб/с. За 1 Гб мы платим меньше 100 долларов в Томске. В Штатах не везде есть возможность подключать оптоволокно, часто нужно использовать модем или работать через сотовую связь. Когда я жил в Сан-Франциско, там не было безлимитных тарифов. Используешь 5 Гб в месяц, а если не укладываешься, то платишь сумасшедшие деньги сверх тарифа.
Логичное развитие карьеры
Для меня логичным развитием карьеры стало создание собственной компании. После жизни в Таиланде и США, еще в Сан-Франциско, я разработал первоначальную версию продукта Telebreeze.
Мы продаем софтверную платформу для бизнеса в сфере интерактивного телевидения. Делать свой продукт в России и продавать его на весь мир — идеальное решение для IT-компании с точки зрения экономии денег и других ресурсов. Так считают многие разработчики. Проблем хватает всегда, но мы с друзьями и с коллегами по цеху всегда поддерживаем друг друга. А началось это со студенческих времен.