«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица
Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Илья Яблоков
ТГУ '08 | |
Факультет: | Исторический |
Илья Яблоков — выпускник исторического факультета ТГУ, лектор университета Лидса (Англия), кандидат исторических наук, доктор философии. В Лидсе герой сегодняшнего выпуска «Университет без границ» преподает дисциплины, связанные с русской культурой и историей.


Илья — автор книги Fortress Russia: Conspiracy Theories in the Post-Soviet World (перевод: «Крепость Россия: теории заговора в постсоветском мире»). Это — большой 11-летний труд, рассказывающий о теории заговора постсоветского пространства. Сейчас Илья в том числе занимается исследованием российского медиапространства и журналистики и взаимодействует с Высшей школой журналистики ТГУ.
Ниже — воспоминания Ильи об университете, науке и дефиците хорошей русской кухни за рубежом.
Классическая традиция преподавания и эволюция образования
Я родился в Томске и учиться тоже хотел в своем городе. А если собираешься получить гуманитарное образование здесь, то, кроме Томского госуниверситета, я не вижу вариантов.
Мне повезло: я — один из последнего поколения людей на историческом факультете, которые застали классическую традицию преподавания.
eu.spb.ru eu.spb.ru eu.spb.ru
При этом я попал в ту «волну», когда образование советское гуманитарное эволюционировало благодаря новым знаниям, и лекторам самим было интересно постигать новую информацию вместе с нами. В плане открытости и потенциала, считаю, что это было самое везучее время.
В ТГУ мне дали очень широкий образовательный базис. Когда я приехал в Лидс, у меня было несколько исторических курсов, и мне было легко: все эти знания я получил во время учебы в томском вузе. У меня есть общий фундаментальный многослойный вид истории, и это серьезно помогло. Плюс я самостоятельно читал и узнавал информацию о современной России. Именно этой фундаментальности не хватало у многих моих сокурсников.
Вклад преподавателей
В первую очередь я вспоминаю сильный преподавательский состав исторического факультета. Например, Владимир Петрович Румянцев: он читал потрясающие лекции на уровне оксфордских преподавателей. Николай Иванович Майоров составил и вел лекции по истории Древнего Востока. Он прекрасно знал историю Древнего Египта, Финикии, Малой Азии. При этом Николай Иванович ни разу не выезжал за пределы Советского Союза. Но рассказывал он о своем предмете так, как будто сам был на многих археологических местах. Когда я впервые пришел в Британский музей и увидел Розеттский камень, то вспомнил его лекцию. Сдать историю Древнего Востока было сложно, потому что он предъявлял очень высокие требования.

Профессор Евгений Алексеевич Васильев читал историю первобытного общества. Я больше потом нигде не встречал таких лекций! Их можно назвать высшим пилотажем. В ответ от тебя ожидают, что ты этот материал заучишь, впитаешь и будешь всю жизнь использовать. Потом была преподаватель российской истории Людмила Григорьевна Сухотина. О ней можно говорить часами: представитель старшего поколения, у нее были манеры дворянки, чрезвычайно интересный человек.
Поучаствовать в археологических раскопках мне тоже удалось: честно отработал три недели своего первого студенческого лета на Обрубе. Как сейчас помню, нашли мы сапог, несколько монет и основание дома охранника томской крепости.
Это было, безусловно, интересное время. Фундаментальный взгляд, который нам помогли сформировать наши профессора, выручает меня в работе и теперь.
Группа «Катафоты», дружба и наука
Безусловно, ТГУ создает некое позитивное пространство, эмоции. Помимо науки я увлекался музыкой. В студенчестве я играл в группе «Катафоты» на клавишных. С ТГУ она не связана. Мы успешно выступали, но в какой-то момент пришлось выбирать между наукой и музыкой. Как оказалось, выбор был верным.
Не скажу, что у нас была дружная группа или курс. У нас таких вообще не было на потоке. Внутри групп – да, у нас были хорошие компании. Друзей с университета у меня, безусловно, много. Я поддерживаю отношения со многими своими одногруппниками и университетскими знакомыми. Большинство из них сейчас переехали в Москву и Санкт-Петербург, но кто-то остался и в Томске или Новосибирске.
После окончания вуза я поступил в аспирантуру и стал писать кандидатскую по теориям заговора. Все мои источники тогда были в американских и израильских библиотеках. В России считали, что я интересуюсь мировым правительством и еврейским заговором. Отношение к теме сильно не изменилось и сейчас. Поэтому я подавал заявки на гранты в несколько зарубежных университетов. От Америки отказался сразу: оттуда трудно ездить в Россию. Плюс в Штатах нужно было сдать экзамены: математика, логика, английский и другое. Математика у меня «хромала» всегда. В один прекрасный момент мне повезло, и я выиграл стипендию для своего исследования в Будапеште. После этого я стал, так сказать, легитимной частью западноевропейской науки и смог поступить в докторантуру университета в Манчестере.
«Планов переезжать за границу не было»
Почему я выбрал Англию? Она удобнее расположена географически. Из Лидса, где я работаю в университете, можно легко добраться до Берлина, Вашингтона, Лондона. Я бы с удовольствием занимался своими исследованиями в Томске, но он находится слишком далеко от центров европейской академической науки. Еще здесь больше свободы в плане выбора тем для исследования.
Я понимаю, что в России есть некий культ Британии и британской культуры, но я его не разделяю. У меня никогда не было желания и планов переехать за границу, а тем более исследовать журналистику. Так сложилось, что мои коллеги в Манчестере делали большой проект, связанный с российской тележурналистикой. У меня уже были знакомства в московской журналистской среде, я сам интересовался этой темой. Мне предложили в нем должность ассистента, и я согласился.

У меня никогда не было стереотипов по поводу Англии. Поэтому, когда я переехал, у меня сформировался целостный неоднозначный образ страны. Он состоял из оксфордских многовековых домов, с одной стороны, и краснокирпичных двухэтажных – с другой.
albioncom.ru smapse.ru smapse.ru
Единственное, что меня удивило здесь, – это Брекзит. Политический класс и сейчас показывает себя как общность, совершенно оторванная от реальной жизни. Все-таки у русских есть образ эффективных, умных и коварных британцев. Так вот, на самом деле всё не так: политическая ситуация сейчас — самое лучшее тому подтверждение.

Не хватает хорошей русской кухни
Если говорить о родных блюдах в Англии, то здесь очень не хватает хорошего ресторана русской и грузинской кухни. Сами заведения есть, но они некачественные. Когда я приезжаю в Россию (в Москву, Томск, Санкт-Петербург), то первым делом иду туда, где подают русскую кухню.
В Томске я водил своих студентов из Британии в ресторан сибирской кухни. Там они попробовали строганину, соленья, рыбу и другие аутентичные блюда. Но сам я люблю в родном городе именно грузинские рестораны. Когда приезжаю — с удовольствием провожу время именно там.
Сегодняшний студент должен учиться думать
Самое главное — учиться думать. В мое время этому как раз и учили. Сейчас, на мой взгляд, модель и система образования выстраиваются таким образом, что места для «думать» остается все меньше для современного студента.
Тот, кто учится в нашем вузе сегодня, должен понимать одну простую вещь: годы бакалавриата/специалитета, да и вообще студенчество, — это единственное время, когда человек может спокойно читать. Потом на это банально не будет времени. И всё, что закладывается сейчас, во время учебы, формирует тебя как личность и профессионала.

Тем, кто учится сейчас, я бы посоветовал читать книжки, учить иностранные языки и воспитывать в себе чувство интернациональности. Ближайшие лет 50 не будет никакой изоляции, и нужно учиться тому, что в скором будущем мы действительно, как по Маршаллу Маклюэну, будем жить в «глобальной деревне».
Если бы предложили снова пройти весь путь и поступить в ТГУ, то…

Да, я бы снова прошел этот путь. И снова сделал бы выбор в пользу ТГУ. Вообще, Томск — очень удобный город для жизни. Несмотря на то, что он провинциальный, здесь достаточное количество возможностей для человека, чтобы потом стать профессионалом и поехать куда-то дальше. Из всех трамплинов — это самый хороший трамплин. Мне кажется, что именно в Томске есть потенциал: смесь практических, теоретических и образовательных возможностей для того, чтобы сформировать первый этап своей жизни.