«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица

Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Алексей Никифоров
’05

Алексей Никифоров

ТГУ '05
Факультет: Юридический

Альтернатива суду и прокуратуре: как выпускник ТГУ построил карьеру корпоративного юриста и помогает делать это другим

Профессия юриста — монофункциональна. И если она выбрана правильно, развиваться в ней можно всю жизнь. Для Алексея Никифорова в свое время выбор был сделан верно: в 2000-м году он поступил на юридический факультет ТГУ, а в 2014 году возглавил юридическую функцию группы компаний «Сибур», крупнейшей нефтехимической компании России. Сейчас Алексей уже развивается не столько как юрист, а как управленец. И даже ведет свой курс на базе Высшей школы экономики, посвященный лидерству в юридической функции, являюсь автором своего Telegram канала «Юридический менеджмент с Алексеем Никифоровым».

В 2000-м счастьем было попасть на юридический факультет

Томск — давняя традиция моей семьи, потому что и мама, и папа родились в Томской области. Потом их распределили на работу на севере: сначала в Нижневартовск, потом в Сургут. И вопроса, куда поступать мне и старшей сестре, не стояло. К тому же Томск — не только про родину, но и про самый качественный с точки зрения образования сибирский регион. 

Мне со школы очень нравилась тема государства, всего, что связано с управлением, политикой. Новости я смотрел с 5 класса смотрел, всех министров знал. В 10 классе я заметил, что у меня хорошо идут обществознание и история. Немного выбирал между социологией, психологией. Но профессия юриста показалась мне ближе всех: такое сочетание серьезности, логичности и свободы. Ты до конца карьеры может оставаться в своей сфере и, если не ошибся с выбором образования, точно найдешь себя в профессии. 

Когда я приехал поступать, в 2000-м году на юридический конкурс был большой. А потому сочинение принимали очень жестко. Помню, что 4 получил и понял: если прошел здесь, значит, дальше все будет нормально. Затем 5 по обществознанию и чуть ли не 3 по истории: не так уж все легко. Но с радостью осознал, что меня зачислили хотя бы на платное: тогда хотелось просто попасть в университет. 

Оказаться среди лучших и не отставать

Мне понравилось, как меня встретил ТГУ. В маленьком северном городе все равно другое качество среды, которая тебя окружает. Тебе кажется, что лучшие ученики твоей школы — это самые интересные люди на Земле. Но когда ты оказываешься в среде лучших их лучших в Сибири (а в Томске такие и собрались), ты получаешь уникальную роскошь общения и коммуникации. 

Я моментально влюбился во всех, кто со мной поступил на юрфак. Это ребята с разными навыками, со знанием английского, медалями и лицеями за плечами. И когда ты сталкиваешься с такой средой, она определяет, кем ты становишься и как развиваешься. И когда я попал в среду, которая на голову выше меня, мне, конечно, захотелось там остаться. 

Настоящий юрист — тот, кого научили думать

Про профессоров — то же самое. Владимир Александрович Уткин — феноменальный профессионал, специалист и руководитель. А это начинаешь понимать, только когда сам становишься руководителем. В вузе все проще: ты — студент, он — декан, вы далеко. А сейчас понимаю, что он действительно обладает высоким эмоциональным интеллектом, умеет найти общий язык с совершенно разными людьми. Это один из секретов, почему он успешно руководил одним из самых сильных факультетов вуза. Также могу выделить Хаскельберга Бориса Лазаревича, он был у меня научным консультантом кандидатской диссертации. Когда я учился, он был просто светило, даже не преподавал уже, но все с ним советовались и считали за счастье попасть к нему на консультацию. 

Мой любимый предмет — гражданское право. Его вел Николай Дмитриевич Титов, мой научный руководитель, как по дипломной работе, так и по кандидатской диссертации. Он для меня стал сочетанием 3 качеств. Первое — глубочайшие знания права и любовь к деталям.  Второе — практическое подтверждение словам. Титов был адвокатом, судьей областного суда. Если он говорит, значит, видел на практике, и это придавало словам дополнительный вес. И в-третьих — он был человек мощнейшей дисциплины, всегда пунктуальный, никогда не опаздывал на консультации. 

Все это формирует из тебя настоящего юриста. Ведь в работе сразу видно: научили юриста в университете думать или нет. И это иллюзия, что достаточно уметь пользоваться «Консультантом», «Гарантом», чтобы быть успешным юристом.  

Некачественная практика или ее отсутствие? Лучше второе

На старших курсах уже хотелось юридической практики. Я недолго поработал в небольшом агентстве недвижимости, но понял: мне было там не так интересно.

Думаю, правильнее будет не делать на практику особый упор в ущерб учебе. Иначе упустишь те вещи, которые позже не будет повода глубоко повторить. Пока ты учишься, для этого есть время. К тому же, качественную практику очень сложно найти. Я вижу, как сейчас студенты конкурируют за практику в «Сибуре». Да, к нам попасть непросто, но зато здесь студент видит, как работает большой юридический департамент. А часто ребята сталкиваются с тем, что просто сшивают папки, читают или наблюдают. Хотя могли бы выполнять реальные задачи с наставником. Так что, выбирая между некачественной практикой и ее отсутствием, я бы лучше выбрал второе. Но пытаться попасть в хорошие компании на практику нужно. 

Сразу после окончания ТГУ я устроился в компанию «Элекард», которая занималась производством программного обеспечения. В компанию меня пригласили ребята, с которыми я участвовал в Потанинской стипендиальной программе. С моей точки зрения, уже тогда эта компания сильно опережала время даже в России. Открытые лицензии, лицензионные договоры на английском и так далее. Мне пришлось сразу в это все вникать, так что я получил мощнейший толчок в развитии сразу со студенческой скамьи.

Когда юрист становится управленцем: карьера в «Сибуре»

В 2007 я закончил работать в «Элекарде» и попал в «Сибур», где я уже больше 15 лет. Мой сокурсник Александр Егорушкин в тот момент работал в «Сибуре» в Москве и хотел уходить в большую юридическую фирму,а на свое место посоветовал взять меня. Я, конечно, схватился за эту возможность и спустя несколько перелетов и личных встреч меня приняли! Может, понравилась энергетика, может, горящие глаза.

Я стал главным специалистом и обосновался на 7 этаж корпоративного центра на Кржижановского. Внутри юридического департамента занимался разными вопросами, начиная от работы с Госдумой и ФАС до сделок, банкротств и судов — всем понемногу. Позже мы стали создавать единый юридический блок по всей стране и были одними из первых в России компаний, кто создавал функциональные вертикали. Видение руководства было довольно прогрессивное, и я этот блок объединял, работая заместителем главного юриста компании. А в 2014 году мой предшественник ушел на повышение и предложил меня на своем место: главным юристом «Сибура». 

Вновь в университет: показать студентам новые возможности

В 2014 году мы сделали несколько больших проектов с вузами. Раз ТГУ — мой родной университет, я прежде всего пришел именно сюда. Мы встретились с деканом Уткиным Владимиром Александровичем и предложили рассказывать студентам о работе в большом юридическом департаменте. Ведь они знают много про прокуратуру и адвокатуру, потому что видят это на практике, но они не знают, что можно также работать юристами в больших организациях. 

Мы провели несколько лекций, привозили профессионалов из Москвы. А после — отобрали несколько ребят, которые проходили у нас стажировки, и через какое-то время они стали нашими сотрудниками. Со временем мы ввели институт наставников — старших юристов из разных регионов. К ним студенты ехали на практику и иногда оставались работать. Мы все время говорили: если хочешь к нам, значит, будь готов переехать. Компании по всей стране нужны юристы в разном количестве, а в Томске их почти не требуется. 

Часто, если хочешь делать карьеру и при этом учишься не в Москве — на 99% тебе придется переехать, потому что рано или поздно ты упрешься в «карьерный потолок». 

По стопам ТГУ мы сделали магистерскую программу «Контрактный менеджмент» для Дальневосточного федерального университета, сейчас планируем делать проекты в Казанском университете. Но Томск в свое время помог тем, что здесь сочетаются отличное качество образования с готовностью студентов работать в региональных юридических службах. Когда нам потребовалось обновлять штат предприятий в Перми, Нижневартовске и Тобольске, где нет ни качественных юридических вузов, ни рынка юристов — мы начали использовать томский университет как серьезный кадровый резерв для пополнения наших предприятий. 

Когда мы приходим в вуз, то говорим: Ребят, мы не набираем вас к себе на работу. Но хотим, чтобы у вас была опциональность сценариев карьерного пути. Мы хотим, чтобы вы знали, что есть не только правоохранительные или другие государственные органы, либо адвокатура, но и юридические службы компаний, карьера в которых может быть не менее интересной и чаще даже более высоко оплачиваемой. . И вы можете выбирать. И хорошо, что нам тогда дали возможность эту картину показать.

Сейчас я дополнительно преподаю в Высшей школе экономики и познаю новую профессию: выступаю как преподаватель перед теми, кто лет на 10 младше меня. При этом они — начальники небольших юридических отделов и, казалось бы, как я могу их чему-то учить? А ты понимаешь, что ты просто снимаешь с себя маску и надеваешь другую. И чем больше у тебя профилей, в которых ты можешь работать — тем лучше. Более детально о нашей программе в ВШЭ можно прочитать здесь: https://www.hse.ru/edu/dpo/691563792

Ты либо практик, либо ученый. Я выбрал третье

В 2010 году я защитил кандидатскую, уже работая в «Сибуре». Ведь тех, кто окончил вуз с красным дипломом, много, а я хотел идти дальше и глубже. И российская система образования ставит перед тобой конкретный выбор: кандидатская ведь предполагает, что ты станешь ученым. Так что, либо идешь в науку, либо останавливаешься на 5 курсе и идешь работать. При этом только 12-13% ребят после аспирантуры защищаются. За это время меняются приоритеты, появляется работа, семья, а в кандидатскую вкладываться надо серьезно. Поэтому кандидатские экзамены все обычно сдают на отлично, а вот защитить диссертацию не хватает сил и времени. 

Когда я писал кандидатскую и защищался, у меня формировался мышечный навык: писать, глубоко в тему погружаться, читать зарубежную практику. И странно, если ты в жизни больше не будешь этот навык использовать после защиты. Так что тема эта ко мне вернулась сначала при написании статей в наши юридические журналы. Потом началась активная управленческая работа и создание своих систем. В какой-то момент у меня появилась линия бизнес-образования. И чтобы выйти из границ юридической профессии, нужно научиться говорить на одном языке с менеджерами, финансистами, маркетологами. И для этого существуют MBA.

В 2016 году я поступил в английскую бизнес-школу Уорвикского университета (Warwick Business School). Она возглавляла рейтинг дистанционных бизнес-программ по версии Financial Times и The Economist. Мне было важно это, так как образование часто ценят за  бренд, а также финансовая доступность, ведь я учился за свой счет. Я поступил и проучился там 3 года, периодически приезжал на экзамены. И это образование расширило границы моих знаний, научило мыслить в других категориях. Компания тоже поддерживала бизнесовые образования и какое-то время я учился с другими руководителями Сибура на коротких курсах во Франции и Швейцарии. 

Ну а навык письма реализовался еще и в том, что в 2020 году в пандемию я начал писать книгу «Управление юридической функцией организации». Была пандемия, хотелось что-то сделать полезное и масштабное. По этой теме за долгие годы она была первой в России. Уже вышла электронная версия и недавно — бумажная. 

Я уверен: чем дольше ты умеешь в жизни проявлять любознательность и скромность (, тем больше ты развиваешься. А если в какой-то момент замыкаешься и думаешь, что твоя картина мира самая правильная — это конец и для твоего развития, и для развития коллектива, который ты возглавляешь. Ты все время должен чему-то учиться. И ТГУ во многом научил меня мыслить, писать и подходить к каждой теме глубоко.