«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица
Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Ольга Гиль
ТГУ '08 | |
Факультет: | Юридический |
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.
Переводчик, юрист, директор: как два образования помогли Ольге Гиль открыть свою языковую школу
«Где вы видите себя через 5 лет?»
Этот избитый вопрос на собеседовании директор одной из языковых школ Томска задала Ольге Гиль, когда та пришла устраиваться на работу.
«На вашем месте».

Такой дерзкий ответ мог бы поставить крест на карьере молодого педагога. Вот только фраза оказалась в какой-то мере пророческой: Ольга действительно открыла свою языковую школу спустя несколько лет. И казалось бы, для этого было достаточно образования, полученного на факультете иностранных языков в педагогическом университете. В рукаве Ольги был еще один козырь: юрфак ТГУ. Как применить свои знания, найти дело по душе и открыть для себя студенчество по-новому, Ольга рассказала в проекте «Выпускники ТГУ».
Level one: easy. О первом образовании
В принципе у меня не стояло вопроса, в какой сфере получать образование. С 5 класса я училась в специальном языковом классе в 29 гимназии. Мы занимались по зарубежным издательствам, было много дополнительных дисциплин, бесплатных спецкурсов (испанский, история Англии), практика речи английского по зарубежным учебникам. Один был написан Скоттом Торнберри. А это сейчас в английской методике крутейший мужик.
Было желание с подругой поступить на международные отношения в ТГУ. У меня была золотая медаль и надо было сдать всего 1 экзамен… Но историю. Она тогда показалась сложной, я сдала на 4 и мне предложили пересдать. Но я посчитала это знаком, к тому же уже автоматически проходила в Пед по олимпиаде. Я хоть и расстроилась, но решила: что ж, не судьба. Уже потом поняла, что решение было верным: все-таки история — не мое. Интересно, но слишком объемно.
Первое образование я получала на факультете иностранных языков, специальность перевод и переводоведение в ТГПУ. Я думала, английский в университете будет на уровне Upper-Intermediate или сразу Advanced. А там было все с самого начала: грамматика, глагол to be, present simple, учебник Аракина… И я такая: боооже. В этом плане первый курс был сильным демотиватором. Я даже перестала со 2 курса делать домашние задания по практике речи — там было супер-легко.

А вот когда пошли теоретические дисциплины, стало поинтереснее: теорграмматика, теорфонетика, лексикология, теория перевода и практика перевода. Теоретические дисциплины, кстати, потом мне начали пригождаться в работе. И я поняла: все было не зря.
Челленж, которого я хотела: юридическое образование в ТГУ
Когда я училась на 1 курсе, мне мама предложила: «Давай ты станешь юристом на всякий случай?». Потому что переводчик в Томске в начале 2000-х — это был большой вопрос с работой, а ехать в другой город просто так, без связей… Я не решилась.
Мама сама юрист и предложила второе образование мне оплатить. Сказала: если не найдешь работу после вуза — пойдешь в юристы. Окей.
Помню, пошла в 2003 году на собрание абитуриентов. И они говорят: «Прочитайте конституцию РФ». Я прочитала … и стало так интересно! И я пошла обучаться на второе высшее вечернее параллельно с первым образованием.
Если в педе мне было легко и многое было автоматом, то в ТГУ вдруг неожиданно стало сложно. Я поступила сразу же на 2 курс, так как уже училась, какие-то дисциплины перезачли. Но если в педе я была отличницей, тут надо было учиться, к экзаменам готовиться. У меня пошли четверки и даже тройки. Но это не расстроило, наоборот: раззадорило!
Мы общались только в своей группе. Она была классная: много народу, взрослые люди, много и девушек, и парней (на ФИЯ девочки в основном). В этом и было студенчество! Общаться весело, выбираешь, с кем плотнее познакомиться.
Я в какой-то момент поняла, что, скорее всего, не буду работать юристом. Часто было: рассказывают: вот, в кодексе написано так, должны сажать на столько. Но в практике обычно такого не бывает: дают условно. Я думаю: нифига себе! человек совершил преступление, а ему дают условно. А ты же юрист, должен разбираться, если люди сделали друг другу плохо. Более того, мне казалось проще уголовное право, где более четко понятно, кто прав, кто виноват. А если работаешь с гражданскими делами — один человек говорит: это моя квартира, другой — это моя! И ты должен выбрать.
Я закончила с гражданской специализацией, она была сложнее уголовной. Я даже ГОСы чуть не завалила. Но сдала.

У нас были педагоги-юристы практикующие, в том числе декан Владимир Александрович Уткин. Но преподаватели все были разными: и такие, которые чуть ли не зачитывали нам кодекс, и такие, кто рассказывал интересно. Ольховик Николай Владимирович вел уголовное право, он был мне интересен, Андрей Юрьевич Копылов весело рассказывал про гражданское право. Трудовое право читал суровый Агашев Дмитрий Владимирович. А теоретические смежные предметы, вроде истории государства и права были для меня больше расширением кругозора.
Переводы, ученики, практика: путь к своей школе
На 5 курсе мне стало очень сложно совмещать два образования. Так что на юрфаке я взяла академ и заканчивала на год позже. Финишная прямая на ФИЯ оказалась неожиданно трудной: началась преддипломная подготовка, практика, мы учились до мая, потом сессия, ГОСЫ, диплом… Но я смогла. И когда писала диплом через год в ТГУ по гражданскому праву, уже работала преподавателем в языковой школе.
Фактически, юрфак на этом закончился, потому что я перешла в языковую среду. Работала преподавателем, потом переводчиком, потом совмещала. Но зато я могла брать юридические переводы, переводить официальные документы, договоры, на этом смогла вполне нормальные деньги зарабатывать.
Потом поступила в аспирантуру, и в рамках практики преподавала в педе на вечернем для взрослых. Мотивация была одна: путешествовать. Впоследствии я поняла: легче заработать и накопить, поэтому аспирантуру после первого же года бросила. А вот преподавание оказалось тем, что я действительно полюбила и чем я захотела заниматься.
Кстати, путешествия вошли в привычку: с 2007 по 2019 год я побывала в одном только Париже 13 раз, столько же в Берлине. Копила, откладывала.
Позже я уволилась из переводческого агентства и отправила резюме в несколько языковых школ Томска. Одна директор на собеседовании задала классический вопрос: «Где ты себя видишь через 5 лет»? А я сказала:»На вашем месте». И она такая: «Чтоооо?» Сейчас думаю: я вообще-то всегда была скромным человеком, но в плане английского была лучше всех в универе и привыкла, что в этой сфере способна на многое. Пояснила, что хочу открыть свою языковую школу в будущем. Она меня наняла. Я проработала там несколько лет.

Затем стала в другой соучредителем, думала: вот, это оно, прям моя языковая школа. Но потом поняла, что соучредитель —тоже не то: у тебя есть другие учредители, у вас несостыковки. В итоге я поняла, что готова к своей ответственности. И в 2015 году открыла свою школу LinguaДрузья. Сразу реально нашлись средства, единомышленники, появилась идея, что я хочу преподавать только взрослым.
Когда два образования сошлись
Сначала я такая: о Боже, я открываю свою школу! Это потом ты понимаешь, что ты теперь не только препод, ты еще и предприниматель и у тебя реально бизнес, а не цветочки, единороги и мечта.
Когда я решила открыть школу, юрфак стал моим преимуществом. Я, может, не супер-практикующий юрист, но большей частью все понимаю, читаю договоры аренды, кредитные договоры, соглашения.
Ирония в том, что как раз по трудовому праву у меня было 3. А это — основное, с чем я работаю сейчас. Я же нанимаю сотрудников, выплачиваю больничные. Пришлось разобраться, но я это сделала, основываясь на чем-то. И много коллег-предпринимателей, директоров, которые этого не знают, для них это еще сложнее.
Когда мы открылись, не было денег и было непросто. Было кроме меня всего 2 девочки-преподавательницы. Но к концу первого года нас было человек 6, причем одна из преподавателей владела французским и итальянским. Так что поначалу мы развивались не в плане денег, а в плане наполнения и языков. С детьми работали раньше, а недавно совсем отказались от этого, берем только подростков на индивидуалки.
Я сразу говорю тем, кто верит, что бизнес принесет тебе миллионы. Даже доход приходит не сразу. Мы не оформляли кредиты: я взяла в долг на короткое время у одного приятеля. Лишняя прибыль на себя появилась только на 3-4 год существования школы. Основная часть шла в оборот. Тяжело было как преподавателю и переводчику съехать с дохода в 40 тысяч до 5-6 в месяц. Поэтому люди закрываются в первые годы, либо продают бизнес.
Общение, развитие, мышление: как создание школы помогает личности и городу
Иногда думаешь: где мои миллионы? А потом понимаешь: я так много сделала, с учетом, что я — интроверт. С самого начала было очень интересно. Ведь это столько достижений для тебя и твоего дела. Все-таки я хотела и хочу создать школу для взрослых с высоким уровнем знания языка и место для общения. Идея дополнялась тем, что мы с первого дня проводили бесплатные разговорные и киноклубы. У нас каждую субботу в 4 часа уже 7 лет происходит что-то. Обычно это разговорный, игровой кино или сериальный клуб. Люди играют на английском языке в Имаджинариум, смотрят фильмы и могут протестировать в общении то, что проходят на занятиях. И в клуб может прийти любой человек. Ведь если он решит обучаться языку или подготовиться к международному экзамену, скорее всего, он сделает это позже именно у нас. Да и для меня это тоже было просто интересно: фильм посмотришь такой, который сама никогда бы не посмотрела и все на английском.

Как предприниматель я никогда не жила спокойно. В 16 году мы открылись в 1 помещении, потом открыли дополнительный филиал рядышком, а в 2019 году вместо него сняли большой офис и работали в двух. Казалось, все идет круто! Но в 2020 начался ковид, из-за которого первый филиал пришлось закрыть. Но сохранился большой, в котором сейчас классно.
Помогла и интуиция: перед 2020 годом я решила перевести школу на СRМ с 1С. Осваивала весь январь и февраль, довела преподавателей и администраторов до истерики, но всех туда впихнула и мы перевели школу на онлайн-рельсы. В апреле всех закрыли на самоизоляцию… а удаленная система в школе уже готова! Как я так успела — не знаю. И после пандемии осталась опция онлайн для тех, кто хочет учиться удаленно.
Уехать насовсем из Томска мне бы не хотелось. Достаточно возможности путешествовать. Разве что на пенсии перебраться в Париж. Или пожить какое-то время в англоговорящей стране. Но для этого нужны преподавательские квалификации.

Как раз перед 2022 годом я решила, что пора получать международную преподавательскую квалификацию Delta. С таким сертификатом можно не только преподавать, но и быть академическим директором хоть где. Стоит очень дорого, пройти сложно. Я освоила только теоретический модуль до известных событий. Пока планы поставлены на паузу, но не отвергнуты. К тому же Delta послужила толчком: я открыла для себя заново мир методики, лингвистики. И я сразу начала какие-то процессы в школе менять. Теория, подкрепленная практикой, оказалась гораздо круче, чем оторванная от нее. Поэтому и школа продолжает развиваться. Сейчас у нас 6 языков, корейский планирует запуститься, со мной — 15 преподавателей.
Я вообще считаю, лишних знаний не бывает. Образование — самое важное, что есть в жизни. И ТГУ для меня — это про расширение границ, про выход за рамки своих возможностей. Даже если ты делаешь что-то не на 5, а на 4-3, ты реально это делаешь. И я вижу, как развивается вуз. Так что, если Парижа на пенсии не случится, я бы хотела работать в ТГУ.