«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица
Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Надежда Наширбанова
ТГУ '16 | |
Факультет: | Психологии |
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь не выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.
«Я продаю будущее»: как выпускница ТГУ стала востребованным дизайнером в Яндексе
Выпускница ТГУ Надя Наширбанова с детства готовилась стать инженером-проектировщиком, вместе с отцом разбирала технику, чинила его машину, изучала физику. Но, несмотря на технический склад ума, отучилась на «Рекламе и связях с общественностью». В итоге детская мечта и образование смогли объединиться в профессии Нади. Сегодня она — ведущий дизайнер продукта в Яндексе: работает над Авто.ру, хороводит всю команду и, как заявляет сама, продает будущее.

От инженерной мечты к рекламе
Мой отец инженер, и с детства меня готовили стать инженером-проектировщиком, всякий раз, когда у папы было свободное время мы перебирали микросхемы, что-то паяли, чинили сломанную технику, чинили его машину. Чуть позже, в моей жизни появились курсы по физике с преподавателем из ТГПУ и художественная школа, инженер же должен уметь делать чертеж. Помню как на курсах по физике нам рассказывали, что пульт был придуман потому, что инженер ленился вставать и идти к телевизору, чтобы переключить канал. Таких историй огромное множество, и конечно они подстегивают принять вызов и придумать очередную лентяйку. В 9 классе я перешла в другую школу и встретила учительницу по физике, которая навсегда убила во мне любовь к предмету, на уроках она кричала и могла назвать учеников тупыми. В это время я занималась в художественной школе с потрясающей преподавательницей, она смогла увлечь меня живописью настолько, что мысль об инженерии была отброшена без сожаления. Я задалась целью поступить в академию художеств в Санкт-Петербурге, но попасть туда сложно: на вступительных испытаниях используются масляные краски, которыми не учат писать в художке (всему виной растворитель). Масло – капризный материал, поэтому как правило люди 6 лет учатся в колледже и только потом идут в академию, проводя там ещё 5 лет. Долго и ненадежно, рисковать я не стала.
Пойти учиться на рекламиста меня вдохновил человек, придумавший слоган: «Ммм, Danone» – Фредерик Бегбедер. Я посмотрела фильм, а затем прочитала его книгу «99 франков» и загорелась. Реклама – это ведь тоже своего рода инженерия, только социальная. Сдала вступительные испытания и поступила на кафедру социальных коммуникаций ТГУ.
Я немного раздолбай — делала все в последний момент
Формат обучения в университете отличался от школьного, но в итоге бакалавриат и магистратура закончились двумя красными дипломами, и я считаю, что в этом немалая заслуга педагогов, которые влюбляли в свои предметы. На протяжении 6 лет я не училась ни минуты, мне просто было интересно на лекциях, знания оседали сами собой.

Не скажу, что группа была дружной, мы достаточно быстро разделились на маленькие компании, совпадающие по интересам и взглядам. Моей компанией была я, дело в том, что мне не досталось ни одного из двух бюджетных мест. Как учиться на платном отделении и завести друзей? Вуз предлагал хорошую скидку за успеваемость, плюс внешние стипендии, вроде Потанинской, еще я брала заказы на фрилансе: рисовала баннеры и писала рекламные тексты. Сложно дружить с кем-то, когда на перерывах между лекциями пытаешь доделать заказ с фриланса, а ночью готовишься к семинарам или пишешь статью в научный журнал.
Самый важный человек для студента – научный руководитель, мне очень повезло работать с Гульнафист Алтаевной Окушовой. Это потрясающе-интересный и разносторонний человек. Гульнафист Алтаевна – настоящий ювелир, который помогал шлифовать и огранять мои мысли. Но самое главное, она давала свободу в выборе тем для научных работ на бакалавриате и в магистратуре. Мне было комфортно с ней работать, она мотивировала и подталкивала меня. Я немного раздолбай — хорошо училась, но делала все в последний момент. Запомнилась и завкафедрой Ирина Петровна Кужелева-Саган. Очень строгая и требовательная, с мощным темпераментом, но это уводило нас в нужное русло и настраивало на учебу. Ну, и, конечно, я не могу сказать о Марине Николаевне Бычковой, наверное, человека с более гипнотическим, приятным голосом не существует, абсолютно все, что она рассказывает очень захватывает, но особенно интересно было, когда она рассказывала истории из практики. Например, то, что она больше 10 лет хранила на своем балконе около 22 кг коробок с юридическими бумагами, которые потом уберегли компанию от судебных разбирательств.

«Взять теорию и опробовать на практике»
На первом курсе я участвовала в ежегодном конкурсе «Хрустальный апельсин». Взяла тему, касающуюся профессиональной этики рекламиста, в качестве материала для подготовки использовала фрагменты из «99 франков» и «Поколение Пи», собрав сочную выжимку из текстов, я уже представляла свое триумфальное выступление, слезы судей, аплодисменты зала, и всё такое. Вооружившись листами с текстом я начала читать, через 2 минуты большая часть слушателей спала. Для меня это стало настоящим провалом, не знаю как мне тогда удалось сдержать слезы, это был первый и последний провал. Дальше у нас начались лекции так или иначе касающиеся публичных выступлений, речи, особенностях восприятия, визуальной культуре. Я внимательно изучала материал, который нам давали, и вуаля, применяя эти техники на практике я начала выигрывать в профессиональных конкурсах. Сейчас меня часто зовут выступать на конференциях, более того, в прошлом году я сама провела две конференции YaTalks и Яндекс.Субботник. Умение презентовать свое решение очень важно и для проектировщика интерфейса – это способ замотивировать сделать сложное решение быстро и хорошо.
Также нас учили работать со статистикой, анализировать качественные и количественные данные. Сейчас я применяю эти знания, работая в паре с менеджером продукта, формируя гипотезу. Фокус-группы в рекламе очень похожи на UX-исследования в IT, зная как проводить одно, не сложно обучится другому. Некоторые инструменты, использующиеся в рекламе, можно смело применять к интерфейсам.

Когда есть гипотеза улучшения продукта, необходимо придумать как именно это должно выглядеть и где располагаться. Тут в игру вступают знания, полученные на лекциях касающихся психологии восприятия визуального контента, семантика цветов, форм, значков.
Ни одно полученное знание не было утилизировано, так или иначе я пользуюсь всем арсеналом, обновляя его под текущие реалии.
Интроверт в апофеозе прагматичного мышления и визуала
Во время учебы в ТГУ я планировала работать копирайтером — писать яркие тексты, придумывать классные слоганы, креативить вовсю. Мне кажется, моя специальность — это апофеоз прагматичного и визуального мышления. Потому что, с одной стороны, реклама — это про выработку стратегии создания желаний, т.е. нужно быть хорошим тактиком. А с другой — можно по максимуму оторваться, придумывая креативы для постеров, роликов и мероприятий.
Реклама и PR подразумевают движ, общение, «хей-хоп» — без этого в профессии сложно развиваться. Я интроверт, и моя любимая тактика: «Здравствуйте, но я пойду посижу в уголке». В университете я тренировалась выступать и коммуницировать с людьми, сейчас это получается естественно. Да, мне по-прежнему непросто и от большого количества общения я устаю, но благодаря знаниям и практике получается быстро договариваться.
«Чудовищное тестовое, но ты нам подходишь»
В годы студенчества я начала зарабатывать фрилансом — рисовала баннеры для сайтов, придумывала слоганы для маленьких компаний. Во-первых, мне это нравилось, во-вторых, нужно было нарабатывать портфолио, эта тема была для меня наболевшей. Я настолько в нее углубилась, что закончила бакалавриат с выпускной работой про онлайн-портфолио: как продать себя работодателю, как привлечь и зацепить.
И мои знания сработали — меня взяли дизайнером в IT-компанию Rubius. В качестве портфолио я нарисовала комикс, где рассказала про свои навыки. Ребята посмотрели на меня и сказали: «Ладно, держи тестовое». Я сделала. Они ответили, что оно просто чудовищное, мы разобрали ошибки и нагенерировали улучшения, наверное, в меня поверили, наш диалог закончился словами: «Ты внимательно слушаешь и умеешь учиться. Ты нам подходишь, пойдем». И я начала там работать.

Поскольку Rubius — это настоящее IT, где я напрямую была связана с продуктами, моя магистерская выпускная работа была про коммуникативный потенциал UX-дизайна в сфере образования. Если упростить, я рассматривала, как на отношение к вузу влияют онлайн-платформы — например, курсы на Moodle или Coursera. Потому что опыт взаимодействия с продуктом происходит до, во время и после использования его человеком. Когда он услышал про него, увидел рекламу, понюхал и потрогал, открыл и попользовался им. Впечатление может сложиться уже на первом этапе.
Пробовать разные проекты: опыт в «Яндексе»
Мне было классно в Rubius, но хотелось попробовать что-то новое. Я попала на однодневный воркшоп для дизайнеров от «Яндекса». Поняла, что хочу повзаимодействовать с этими людьми, была уверена, что смогу перенять от них опыт. И правда — после этого мною заинтересовались три команды. Я выбрала «Яндекс.Поиск».
«Яндекс» устроен классно: если людям надоедает работать над одним проектом и хочется развиваться, они просто переходят в другую команду и работают над чем-то другим. За время работы в компании я уже успела поработать над «Яндекс.знатоками» и дизайн-системой, рекламными сервисами и партнерской сетью. Все проекты шли друг за другом, в каждом я была год-полтора.
Когда неосведомленность идет в плюс: новая ступень в профессии
После «Яндекса я перешла работать в Авто.ру — сайт, через который ежегодно продается более полутора миллионов подержанных машин. Я не закончила автошколу, но я обожаю тачки. Это красиво, это инженерная мысль. К тому же они вызывают у меня флэшбэки в детство: я с раннего возраста занималась физикой, ковырялась в машинах вместе с отцом, мы постоянно что-то перебирали.
Да, я не очень хорошо разбираюсь в тачках, но это позволяет мне облегчать вход таким же, как и я. Ведь не все приходят на сервис покупки автомобилей с точным знанием, что им нужно, чем комплектующие отличаются друг от друга и что выгоднее. Я занимаюсь продуктами для покупателей, поэтому представляю себя на их месте и делаю просто и доступно. То есть моя неосведомленность идет скорее в плюс.
При этом в нашей команде есть и те ребята, которые разбираются в авто супер-круто, так что получилась органическая сегрегация. Кто-то разбирается, кто-то нет, кто-то с машиной, кто-то без, кто-то любит тачки, а кто-то мотоциклы (я и мотоциклы люблю, кстати).
«Дизайнер должен втягивать в процесс всех»
Сейчас я старший дизайнер продукта. Что от меня требуется? Хороводить всю команду. Это похоже на то, как Стив Джобс работал с Джонни Айвом — с 1983 до 1993 года он был генеральным директором корпорации Apple. Джобс — про чуйку, про умение понять, какой из сотни концептов сработает. Но весь анализ и подготовка лежали на Айве. Наверное, моя роль аналогична.

Ко мне приходит продуктовый менеджер со своими идеями — мы начинаем беседовать о том, что надо бы улучшить, смотрим на разные метрики и размышляем. Почему здесь недостаточно хорошо? Можно ли еще что-то выжать? Своими сомнениями я помогаю продукт-менеджеру подобрать аргументы для защиты идей. С разработчиками же у меня другие взаимоотношения. Они милые, с ними нужно «нянчиться» и хвалить.
Вообще дизайнер должен втягивать в процесс всех. По факту — я продаю будущее. Ничего нет, а я прихожу и рисую, как будет. Совместно мы дорабатываем идею, даже если она плохая. Хотя в IT не бывает плохих идей: нельзя знать точно, что выстрелит. Например, вы создаете дурацкие маски для видео и думаете, что это какая-то фигня, но в итоге они «выстреливают», потому что люди любят маски!
Успевать, копать, миксовать
Я не могу сказать, какие предметы со времен учебы в ТГУ мне пригодились, а какие нет. В моей сфере это не так важно, потому что информация быстро устаревает — надо успевать за технологиями, копать и миксовать. Но Томский государственный университет дал мне офигенный навык критического мышления. Преподаватели предоставляли нам достаточную степень свободы, учили грамотно перемешивать все найденное и видеть в этом что-то свое. Как это было заложено в меня тогда, так до сих пор на меня и работает.
И что еще более важно — меня научили учиться и доставать информацию вообще отовсюду. Если мне что-то надо, я с легкостью могу переучиться. Этим наш университет и наши факультеты бесценны. Думаю, если бы я пошла в какой-то другой вуз, у меня бы не было этих навыков.