«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица

Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Денис Шергин
’03

Денис Шергин

ТГУ '03
Факультет: радиофизический

Я в Томске с 3 лет – почти всю жизнь. У родителей была задача: дать детям хорошее образование, поэтому и решили переехать в Томск.

Я оканчивал Российско-американский профессиональный лицей, у нас там были курсы профориентации, так что я освоил три рабочие профессии к выпуску и уже подрабатывал.  В лицее все было организовано по вузовской системе: я защищал итоговую работу по радиоэлектронике, в комиссии сидел профессор Анатолий Евстигнеевич Мудров. Он был завкафедрой радиоэлектроники в ТГУ, как раз после защиты подошел ко мне и предложил поступать к ним.

Я окончил школу с серебряной медалью, поступал на общих основаниях в 1999 году. Выбрал для себя фундаментальную науку – интереснее, чем прикладная дисциплина. Были варианты и на факультете информатики, но на радиофизическом была общефизическая подготовка фундаментальная.

В факультете я не разочаровался. Единственный момент: когда я туда попал, то понял, что там все медленнее происходит. Ожидал, что в университете все будет подинамичнее, к тому моменту привык к быстрому ритму в лицее, пытался проекты делать, все время движение было. Но не страшно: мы стали делать разные проекты с ребятами с факультета.

Вместо тусовок и клубов — IT, Linux и Open source

Мне с 1-го курса никто не мешал работать параллельно учебе: дело в приоритетах. Кому-то важнее тусить, время на это находят. У меня же были работа с гибким графиком и пара личных проектов. Да, спать не всегда получалось, зато было интересно.

Сфера IT мне нравилась уже тогда, когда я занимался электроникой, за год до вуза сделал свой первый сайт (а это был 1998 год, Интернет был в зачатке). Следующий проект был с товарищем – сделали сайт, выкладывали разные схемы, переводы мануалов, что-то свое публиковали. У IT есть мощный плюс относительно радиоэлектроники: кроме компьютера и своего мозга, тебе не нужно ничего, потенциал для творчества значительно выше.

На 1-м курсе я собрал и возглавил тусовку ребят, которые занимались IT, человек 15. Я доставал софт, идеи подкидывал, интересовал их программированием, Linux-технологиями. Там же на 1-м курсе мы познакомились с моим будущим партнером по бизнесу Александром Запрягаевым. Он тоже пришел на радиофизический — был таким гиком, убитым по радиоэлектронике, а затем стал талантливым программистом. Мы были тогда неразлучны, много совместных проектов делали.

Большую часть времени мы просто пырились в экран, тусоваться не ходили. А так как наш корпус факультета был на отшибе – в главном мы бывали редко. Это было событие. Вроде как учишься в ТГУ, потом приходишь в главный… Здание историческое, гуманитарии вокруг ходят, непривычно.

Больше знаешь — выше спрос

Чем ценен ТГУ – он про фундаментальный подход. Технические знания здесь и сейчас устаревают моментально. Они тоже востребованы, но фундаментальные — более долгоживущие: как все работает, какие подходы в работе. И в университете мне повезло с преподавателями, которые научили меня многим вещам… Хоть я и думал, что я сам такой умный.

Профессор Мудров меня и Сашу взял под крыло. Сказал: будете у меня по индивидуальной программе, вы толковые, с вас больше спрос. А он, несмотря на то что был в годах, очень интересовался айти, подкидывал новые, более сложные задачи на программирование.

Мой научный руководитель Борис Николаевич Пойзнер — тоже замечательный преподаватель: умеет учить и как человек интересен. На экзамене мог отправить человека в библиотеку. Пока до конца в голове не уложишь – не было шансов ему сдать. Из-за него было чуть ли не 50% отчислений всех. Я его выбрал научруком. У Бориса Николаевича была мантра: «Мы не должны девальвировать ценности диплома ТГУ и не можем позволить себе выпускать педагогический брак. Молодой человек, лучше идите в армию!» И ты понимал, что перед тобой не человек, который здесь за зарплату штаны просиживает, – он заинтересован, чтобы мы стали умнее, лучше.

Пару раз у меня были зарубы с преподами: забивал на них. Я понимал, что мне айтишные предметы не нужны – нового ничего не дадут, а некоторых преподавателей это злило.  Кричали: «Да ты мне никогда не сдашь!» Потом для них было мучительно пытаться меня завалить – но не получалось.

Узнавать самому и учить других

Радиофизический факультет находился на отшибе – на Южной, это отдельное здание со своей автономной айти-структурой. За нее отвечал местный сисадмин – он же один из преподавателей. Я пришел к ним на 2-м курсе, посмотрел на их IT-хозяйство, сказал: что за лажа? Он спросил: ты лучше можешь? Могу. В результате оказался в университете в айти-подразделении общего информационного центра ТГУ. Отвечал сначала за сеть корпуса, инфраструктуру, раздавали Интернет школам в 2002 году. В моем распоряжении были несколько серверов и своя локальная сеть.

Мне интересно узнавать новое и рассказывать другим. Ни года не проходит, чтобы я не проводил образовательные мероприятия, в основном бесплатно. В универе что-то рассказывал одногруппникам, выбил небольшую айти-лабораторию себе, получилось сделать небольшой технический полигон. Я как раз учил ребят сетевым технологиям, веб-программированию. Потом вел лекции, вместо каких-то курсов договаривался с преподавателями: читаю краткий курс о том, как Интернет изнутри работает, вместо зачета.

Все это происходило в параллель с учебой. Могли всю ночь программировать, потом я как-то шел на пары, а Саня Запрягаев оставался отсыпаться, при этом все равно умудрялись отличниками быть.

Создать продукт, который будет интересен в мире

Радиофизика требует большого количества дорогостоящего оборудования. В начале нулевых на моей кафедре квантовой электроники и фотоники лазеры в лабораториях были в ужасном состоянии. В магистратуре, а позже в аспирантуре не на чем было ставить эксперименты. С годами все стало получше, но проблема осталась. В основном те, кто интересовался наукой, уезжали в Европу. Я не видел свою карьеру по специальности в дипломе. Хотя большая часть знаний мне на разных этапах пригодилась: дискретная математика, линейная алгебра, аналитическая геометрия, волновая оптика, нелинейная динамика…

Мы работали много, чем только не занимались: сайты, веб-платформы. В какой-то момент чуть не ввязались делать убийцу Mail.ru. Потом в 2004 году с Александром решили сделать коммерческий продукт – 3D-движок и продвигать его на международный рынок. У меня всегда было хорошо с английским. В 2005 году выпустили коммерческую версию, запустили бизнес, и уже 16 лет я развиваю эту компанию. Партнер вышел из бизнеса, а я продолжаю.

Наш продукт — это программная платформа, на базе которой можно делать компьютерные игры, системы интерактивной визуализации для промышленности, профессиональные тренажеры, цифровые двойники, систему умный город – что угодно. По факту мы по всем сегментам работаем, и в мире о нас знают даже больше, чем в России.

Переехать мог… но зачем?

Возможности уехать были – просто не хотел. Я когда оканчивал бакалавриат, думал съездить на год поучиться в Англии по гранту, практически уже прошел отбор. Но тогда ко мне пришел Саша и спросил: куда собрался? А бизнес кто будет делать, я без тебя не справлюсь. А я и без того собирался после учебы вернуться: просто тему, которая интересовала меня, в России не преподавали тогда. В итоге я остался и начал делать новый бизнес.

Сейчас у нашей компании большая часть людей в Томске, есть офисы в Питере, от Калининграда до Сибири распределены люди. Мне нравится жить в Сибири. У меня здесь команда, семья. Томск неплохой город, спокойный, все есть, много талантливых ребят из университетов, с которыми работаем, и мне нравится сибирская природа. Есть с чем сравнивать: поездил по всему миру по работе и не только. У меня никогда не было представления, что где-то есть земля обетованная – и оно со временем только укрепилось.

Да, в России нелегко делать бизнес. Но мне нравятся люди, я разделяю с ними общую культуру, это моя страна, так почему я должен уезжать?