«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица

Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Арсалан Адушеев
’14

Арсалан Адушеев

*текст доступен на английском языке
ТГУ '14
Факультет: Международный факультет управления

Я приехал в Томск из Улан-Удэ. Я учился на государственном муниципальном управлении в филиале ТГУ в нашем городе. Однажды к нам приехала женщина, которая занималась рекрутингом на международный факультет управления. Моих родителей она очаровала, мне тоже показалась адекватной. Тогда стоял вопрос о том, что мне нужно было хорошо пройти тест по английскому на этой специальности, хотя на самом деле, как потом выяснилось, он не был действительно важен для учебы. Но этот факт тогда меня и подкупил, и я захотел перевестись. До приезда я не видел университет и не знал ничего о преподавателях, у меня не было знакомых в Томске. Бюджетных мест на факультете не было, но можно было получить 50 % на оплату обучения, если учиться на «отлично». А я был отличником.

На факультете, как выяснилось потом, было много «внешних» преподавателей –  тех, кто имеет непосредственный практический опыт, а не только академический. Это было очень полезно.

Я жил в общежитии на площади Южной. Смешных случаев оттуда можно вспомнить тонну, всегда было шумно и весело. Здорово, когда на каждом этаже у тебя есть знакомые, у кого-то ты можешь попросить домашнее задание, с кем-то можешь поделиться сам. Но учиться мы тоже успевали. На первом этаже была учебная комната, помню, приходилось в выходные вставать рано утром, чтобы позаниматься. Однажды я проспал после бурных выходных и приехал на пару в тапочках. Это было в апреле. Опомнился, лишь когда заходил в университет.

У нас была довольно дружная группа, я близко общался с несколькими людьми. До сих пор поддерживаем с ними отношения. Вспоминаю, как готовили проекты по учебе. Налоговую декларацию делали всегда весело, потому что можно было собраться и в пиццерии, могли прийти туда в выходной, заказать пиццу, молочный коктейль и заниматься по 5-6 человек.

Помню, как на четвертом курсе у меня был предмет «Налогообложение». В нем была рейтинговая система, и те, кто получал по ней максимальное количество баллов, им достаточно было сдать экзамен на четверку, чтобы получить итоговую «отлично». У меня был один из самых сильных рейтингов в группе. На самом экзамене меня все девочки в группе просили помочь им сдать. Я решал их тесты, доделывал задачи, и в итоге на мой собственный тест у меня уже не осталось времени. Я получил три и итоговую мне поставили четыре. Преподаватель возмутилась и заставила меня пересдать экзамен. Такое со мной случалось несколько раз, очень часто я помогал одногруппницам.

К сожалению, я заканчивал не со своей группой. На четвертом курсе я выиграл грант и уехал на год учиться в Штаты. Это была программа международной некоммерческой организации Irex. Отбор она проводит в странах СНГ и по всей России. Я подавал заявку дважды. Прошел со второго раза, и выяснилось, что нас отобрали всего шестерых из стран СНГ. Я учился по специальности «бизнес и бухгалтерский учет». По условиям гранта, отучившись год в США, я был обязан вернуться домой и затем не имел права два года выезжать по учебной визе. Подразумевалось, что ты вернешься и поделишься со студентами своими знаниями, расскажешь, чем отличается учеба в США. Поэтому в мае 2013-го я вернулся в Россию, пришел на пятый курс и в 2014-м выпустился.

Вуз мне дал связи, возможность общения с людьми из разных сфер. С университета у меня осталось много друзей. Это люди не только с моего факультета. В ТГУ хорошо развито профсоюзное движение. Я в него влился примерно с середины первого курса. Участвовал во всех мероприятиях, потом сам стал профсоюзным лидером. Это очень хороший опыт руководства проектами, бюджетирования, общения и работы с людьми разных возрастов, классов, уровней.

Главный проект, который я делал в ТГУ вместе с одногруппником, назывался «Свет добра». Мы работали с ребятишками из детских домов и интернатов, у которых есть проблемы со здоровьем. Помогали им в Томске и районах области. С командой волонтеров нашего факультета мы проводили игровые, развивающие программы, собирали средства в помощь детям, объявляли сбор игрушек для учреждений в Томске и районах области. Каждый год проводили благотворительный концерт в ЦК ТГУ. Проект мы делали два года, с 2010-го по 2012-й. В 2012-м я уезжал учиться в Америку на год и после возвращения еще немного помогал.

Реализуя проект, мы решали достаточно проблем – от поиска финансирования до добывания административного ресурса на своем факультете. Когда мы начинали, никакой финансовой поддержки от вуза не было. Сами ездили к юрлицам и предпринимателям, я брал ноутбук, показывал им фотографии и рассказывал про концепцию проекта. Денежную помощь нам никто не оказывал, это была, как правило, поддержка какими-то материалами: сладости, фрукты, канцтовары. Когда проект получил большую огласку, факультет стал тоже в него вкладываться. Еще мы выиграли несколько грантов в управлении молодежной политики. Для этого нужно было учиться правильно составлять заявки на грант, изучать законодательство и бюджетирование. Ну и, пожалуй, главное – нужно было учиться правильно общаться с «трудными» детьми, находить к ним подход.

Я сейчас работаю в компании Ernst & Young в Мельбурне. Это одна из крупнейших в мире аудиторско-консалтинговая компания. Они пригласили меня на стажировку, когда я учился на последнем курсе. Я ее прошел и после учебы переехал в Новосибирск. Год назад я прошел собеседование на позицию в филиал в Мельбурне. Живу в Австралии уже год.

Больше всего мне сейчас требуется бухгалтерский учет, финансовый анализ и аудит. Эти предметы нам читали по минимуму, буквально по одному семестру на каждый. Словом, вуз не дал мне необходимых знаний для теперешней работы, но он научил меня думать, логике, усидчивости, умению анализировать информацию.

Сейчас здесь зима, около 10-14 градусов тепла днем. При этом центрального отопления в зданиях нет, поэтому очень холодно. При этом круглый год здесь все зеленое, за исключением растений и деревьев, которые завезены из-за рубежа. У меня под окном растут три березы, на них сейчас нет листвы. Летом, с декабря по февраль, температура может доходить до 40 градусов тепла.

Люди здесь чаще улыбаются, чем в России. По сравнению с русскими австралийцы более расслабленные, гораздо меньше их волнует, что подумают о них окружающие. При этом в работе люди часто не готовы брать на себя ответственность. Полицейские могут ходить в татуировках, многие пенсионеры ездят на кабриолетах с цветными волосами и с пирсингом. Здесь очень сильное ЛГБТ-сообщество. Целующихся мужчин часто не увидишь, а вот идущих за руку – каждый день.

На улицах очень чисто, несмотря на то, что здесь живет около четырех миллионов жителей. Еще вокруг всегда много парков. Прямо в черте города расположены целые заповедники, где можно наблюдать коал и кенгуру. На улицах огромное количество попугаев и собак. Здесь огромный выбор азиатской кухни – китайская, японская, тайваньская, тайская.

В Австралии очень любят спорт – классический футбол, регби, крикет, австралийский футбол. баскетбол. Здесь очень много общественных пространств, куда можно прийти и потренироваться бесплатно, практически в каждом районе. Велодорожки тоже есть везде, даже на трассах.

За этот год я познакомился с представителями 50-60 разных стран, тут живет просто интернационал. Выходцев из стран СНГ здесь много, а вот русских – не очень. Есть русскоговорящие районы, магазины, рестораны, в Мельбурне даже есть русский дом, где проходят разные мероприятия. Словом, не чувствую недостатка русской речи, при этом страна мне нравится.

______________________________________________________________________________

Arsalan Adusheev

TSU 2014

Faculty: International Management

I came to Tomsk from Ulan-Ude. I had studied Municipal Management at the TSU branch in my city. One day we had a visit from the university representative recruiting for the Faculty of International Management. My parents were charmed with her, and she also seemed quite adequate to me. Then it was critical for me to pass the English test, although in fact, as it turned out later, it was not so important for the study. But that fact attracted me a lot, and I wanted to transfer. Before coming to Tomsk I hadn’t seen the university and didn’t know anything of its teaching staff, and, even more, I had no friends in Tomsk. There were no state-funded places at the faculty, but it was possible to get a 50% discount for the tuition fee, if you demonstrated excellent academic progress. I was an exemplary student.

As it turned out later, the Faculty had a lot of the visiting professors, experts with real practical, not just academic, experience. This was really beneficial.

I lived in a dormitory on Ploschad Yuzhnaya (Yuzhnaya Square). I remember hundreds of funny cases from my life there, it was always noisy and fun. It’s great when you have friends on every floor, someone you can ask for homework and someone you can help with theirs. But we always found time to study. There was a study room on the first floor. I remember I had to get up early on weekends to study. Once I slept right through the alarm after a wild partying weekend and came to class in my slippers. That was in April. I only realized it when I got to the university.

We had quite a friendly group. I was close with several people. I still keep in touch with them. I remember how we prepared our study projects. The Tax Return course was always fun, because we could get together at a pizza place on the weekend, order a pizza, a milkshake, and then study.

I remember a course on taxation in the fourth year of study. The course performance was evaluated on a ranking basis, and those who got the maximum number of points had all the chances to pass the exam with 4 (B) to get the final 5 (A). I was among the top best in the group. On the exam itself all the young women in the group asked me to help them with the exam. I did their tests, finished the tasks, and in the end I had no time left for my own test. I got three (C) and the final was four (B). The teacher was indignant and made me retake the exam. This happened to me several times, because I helped my classmates quite often.

Unfortunately, I didn’t complete my studies with my group. In my fourth year of study I won the Irex scholarship and went to the United States for a year to study. Irex is an international company that offers different opportunities to students from the CIS countries and all over Russia. I applied twice. The second try was a success, and it turned out that only six of us from the CIS countries passed the selection procedure. I was studying business and accounting. According to the terms of the scholarship, after a year of study in the U.S. I had to return home and then was not allowed to enter the country on a study visa for two years. The implication was that you would come back and share your knowledge with other students and tell them the differences in studying in the U.S. So, in May 2013, I came back to Russia and started my fifth academic year, and I graduated in 2014.

University gave me a lot of new contacts and the opportunity to communicate with people from different spheres. I have many friends from the university. These are people not only from my faculty. TSU has a well-developed trade union movement. I joined it in the middle of the first year of study. I participated in all events, and finally I became a trade union leader. It is a very good experience of project management, budgeting, communication and work with people of different ages, classes, and levels.

The main project I did at TSU together with my classmate was The Light of Kindness. We helped kids from orphanages and boarding schools with health issues in Tomsk and the region. With a team of volunteers from our faculty we organized games and learning programs, raised funds to help the children, and collected toys from different institutions in Tomsk and the region. Every year we held a charity concert at the TSU Culture Center. We implemented the project for two years, from 2010 to 2012. In 2012, I went to America to study for a year, and after my return I helped out a little bit more.

The project activities involved some problems, from fundraising to searching for administrative resources at our faculty. When we started, the university didn’t provide any financial support. We had to meet with legal entities and entrepreneurs; I took a laptop, showed them photographs, and talked about the project concept. Nobody gave us money, as a rule, it was support with some materials: sweets, fruit, stationery. When the project broke into the open, the faculty also started to invest. We also won several grants of the Department of Youth Policy. We had to learn to write grant applications correctly and to study legislation and budgeting. Perhaps, most importantly, we had to learn how to communicate with ‘special’ children and find the right approach to each of them.

I am currently working at Ernst & Young in Melbourne. It is one of the largest audit and consulting companies in the world. They invited me for an internship when I was in my final year. I completed it, and after my studies, I moved to Novosibirsk. A year ago I was interviewed for a position at a Melbourne branch. I have been living in Australia for a year now.

What I need most now is accounting, financial analysis, and audit. Unfortunately, these disciplines were taught at least one semester. In brief, the university didn’t give me the necessary knowledge for my current work, but it taught me to think, logic, persevere, and analyze.

Now it is winter here, about 10-14 degrees Celsius in the daytime. There is no central heating in the buildings, so it is very cold. Everything is green here all the year round, except for plants and trees imported from abroad. I have three birch trees growing under my window, they have no leaves now. In summer, from December to February, the temperature can reach 40 degrees.

People here smile more often than in Russia. Compared with Russians, Australians are more relaxed, much less concerned about what people might think of them. At the same time people are often not ready to take responsibility at work. Police officers may wear tattoos, many retirees drive convertibles with colored hair and piercings. The LGBTQ community here is very strong. You don’t see a lot of men kissing, but walking and holding hands every day.

The streets are very clean, despite the fact that about four million people live here. There are a lot of parks around. There are even reserves within the city limits where you can see koalas and kangaroos. There are many parrots and dogs on the streets. The variety of Asian cuisine is also impressive – Chinese, Japanese, Taiwanese, Thai.

Australia is very much into sports – classic soccer, rugby, cricket, Australian soccer, and basketball. There are a lot of public spaces where you can come and work out for free in almost every neighborhood. There are bike lanes everywhere too, even on highways.

During this year I got to know people from 50-60 different countries, there is quite an international community here. There are a lot of people from the CIS countries, but not too many Russians. There are Russian-speaking neighborhoods, stores, restaurants. There is even a Russian house in Melbourne that hosts various events. In short, I don’t feel the lack of Russian speech, and I like the country.