«Университет без границ!» — истории выпускников ТГУ от первого лица

Каждый герой проекта рассказывает о своем профессиональном и личностном росте после окончания Томского государственного университета. Почему именно ТГУ стал стартовой площадкой, чему выпускников научил университет и какие воспоминания сохранились об Альма Матер. Все это — в историях «Университета без границ!»

Денис Самбурский
’04

Денис Самбурский

ТГУ '04
Факультет: Иностранных языков

Когда я учился в школе в селе Проскоково Кемеровской области, то очень любил английский язык. У меня были хорошие отношения с преподавателем английского, она всегда помогала готовиться ко всевозможным олимпиадам по этому предмету. Меня даже называли в школе англичанином. Я всегда знал, чем хочу заниматься, поэтому вопросов, на какой факультет поступать, после 11 класса не было. Выбрать нужно было только между вузами.

Я поступил во все университеты, куда подавал документы: и в ТПУ, и в ТГПУ, и в ТГУ. Выбрал последний — Томский государственный университет. Для меня он всегда был особенным университетом, в том числе из-за своей истории.

До сих пор тепло вспоминаю свое студенчество. Наша группа стала нам семьей, мы очень много времени проводили вместе.

Столько лет прошло, а я прекрасно помню общежитие № 6, где жил, даже, наверное, смогу показать окно своей комнаты. Жизнь в общежитии —замечательный опыт. 
На учебе мы не просто изучали язык, преподаватели до сих пор помнят, как мы делали театральные постановки на английском и немецком.

Никогда не забуду, как мы сдавали сессию. На память не приходят какие-то конкретные случаи или ситуации, скорее, система в целом. Конечно, кричали халяву в общежитии, высовывали зачетки из форточек на удачу. Были у нас девочки, которые писали все лекции, красиво подчеркивали записи разноцветными чернилами. Их аккуратные тетрадки в сессию были у парней на вес золота, их копировали, переписывали от руки. Кстати, только в российской системе образования студенты попадают в одну группу и остаются в ней все пять лет. За рубежом так не происходит.

Скучаю сейчас по своим студенческим друзьям. Раньше я мог позвонить другу в три часа ночи и чем-то поделиться. В Америке очень добрые и хорошие люди, но они не инвестируют друг в друга столько времени, сил и даже средств, как в России. Русские друзья – это друзья на всю жизнь, со многими я до сих пор поддерживаю связь, несмотря на расстояния.


В Америке отношения между людьми в дружбе более деловые. Здесь люди договариваются встретиться в выходные, проводят время вместе, а потом всю неделю не общаются, каждый сам по себе. Потом снова встречаются — и вроде бы хорошие друзья.

После университета я отработал три года в ТГУ. Университет научил меня не бояться работы. Я вел много занятий с разными студентами, даже преподавал в системе доп.образования для тех, кто был вдвое  меня старше. Этот навык помог мне потом в Америке.

После трех лет преподавания в ТГУ я подал заявление на стипендию в Фулбрайтс, прошел отбор и уехал в Америку получать степень магистра. С оформлением документов мне помогли коллеги на кафедре, за что я им благодарен. Потом остался, чтобы стать доктором. На эту степень у меня ушло шесть лет.

Окончив магистерскую программу, я переехал из Олбани в Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Сейчас я преподаю в этом городе в частном университете. История вуза берет начало ещё с 1870 года. Сиракузский университет традиционно входит в топ 5% лучших учебных заведений мира.

Работаю в основном с иностранцами, преподаю английский как иностранный. Тем не менее студенты в Америке отличаются от студентов в России.

В Штатах не принято списывать, это считается стыдным. Мне не приходится принимать какие-то специальные меры на этот счет на контрольных. Дело не столько в сознательности, сколько в дороговизне образования. Студенты понимают: сотни долларов уйдут впустую, если они сегодня пропустят занятие или будут заниматься спустя рукава.

Еще я веду в интернете курсы повышения квалификации для носителей языка. Меня удивляет, что люди здесь любят учиться в любом возрасте. У меня были и 50, и 60 летние студенты. Они готовы тратить огромные деньги на новый диплом. На закате жизни люди решают получить докторскую степень для собственного развития и не считают, что 6-7 лет на такую цель — это пустая трата времени. В России не принято так относиться к образованию, у нас считают, что оно — удел молодых.  Технологии быстро меняются, и старшее поколение не хочет оказаться на обочине. На своем онлайн-курсе я как раз обучаю пенсионеров новым технологиям. Иногда 60-летним женщинам нужно больше времени на домашнюю работу, но это не так уж и страшно.

На закате жизни люди решают получить докторскую степень для собственного развития и не считают, что 6-7 лет на такую цель — это пустая трата времени. В России не принято так относиться к образованию, у нас считают, что оно — удел молодых. 

Семинар по корпусной лингвистике

На днях проводил семинар для преподавателей ТГУ в Томске. Порадовало, что сейчас классы в университете технически оснащены примерно так же, как в Сиракьюс. В ТГУ даже висела “умная доска”, которой нет у меня, и я сходу не разобрался, как ею пользоваться. 

Сиракузы, где я живу — самый снежный город США из-за близости озер. По снегу скучать не приходится. Он начинает выпадать примерно на День благодарения, в конце ноября, и лежит до конца апреля. Бывает, метр снега выпадает за день. Но при этом этот город нельзя назвать самым холодным в Штатах.
Живу в Америке уже 12 лет. Меня до сих пор изумляет, что в этой стране нет острого понятия власти. В России очень четкое разделение на начальников и подчиненных, даже в системе образования. Русские выясняют, кто важнее в коллективе, и относятся к этому человеку не так, как ко всем остальным. В Америке с завкафедрой мы общаемся гораздо проще, как друзья, можем поговорить на любую тему. Американцы не кичатся своим титулом, не стараются придать себе важности. Проще подходят к людям со своими вопросами, проблемами.

Я занимаюсь бегом уже восемь лет. Когда приезжал на семинар для преподавателей ТГУ, поучаствовал еще в “Томском марафоне”. У меня была мечта поучаствовать в забеге в России, и вот она исполнилась. Пробежал полумарафон —21 километр. Событие было замечательно организовано, мне все понравилось. Не отличается от организации забегов в Америке, при том что в Штатах подобные спортивные праздники проводят каждую неделю. В следующем году, если получится, планирую вновь пробежать этот марафон.

Было интересно посмотреть на профессиональных бегунов. В США профессионалы и любители соревнуются отдельно. В Америке многие серьезно занимаются спортом, что иронично, потому что тех, кто не следит за своим здоровьем, тоже предостаточно. Существует множество клубов, где люди могут бесплатно заниматься спортом. Есть, к примеру, бесплатная йога в центре города. Волонтеры устраивают встречи в парках в определенные дни, чтобы все желающие могли заняться физической активностью.

Меня порадовало, что в Томске тоже многие любят бегать. Единственное, чего еще не хватает, — хороших мест для занятий спортом. Особенно с ними грустно в Кемеровской области.

Больше всего, живя в Америке, скучаю по русской речи. Смотрю русское телевидение, русские фильмы, благо, сейчас есть интернет, но поговорить не с кем. Скучаю по русской еде.

В принципе, я варю сам борщ, пеку блины дома, здесь для этого есть все продукты. В некоторых городах есть русские рестораны с теми блюдами, к которым мы привыкли. Всегда привожу друзьям любопытный пример с гречкой. Я ее люблю, а в Америке о ней не знают. Правда, продается она в любом магазине в отделе еврейской еды. Зато не скучаю по тому, что в России нигде нет кондиционеров. Тепло здесь держится довольно долго, иногда и в декабре бывает +15.